Педагогическая мастерская «Анализ дидактического аппарата учебников: новый взгляд с позиции ФГОС ООО» Учебник «Экология растений», 6 класс § 50. Что называется растительным сообществом Задание 1. Изучить содержание параграфа учебника и найти задания в тексте или после параграфа, направленные на формирование, развитие или диагностику метапредметных результатов. Задание 2. На примере одного параграфа учебника составьте задания на формирование УУД. Задание 3. Из репродуктивных заданий, предложенных в учебнике, сделайте продуктивные.
Задания, направленные на формирование, развитие или диагностику метапредметных результатов Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Под мета предметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Примеры заданий (тема «Что называется растительным сообществом», § 50) 1. Почему луга, леса, болота в отличие от полей, огородов, садов могут длительное время существовать, не требуя специального ухода? (найти ответ в тексте учебника – умение результативно мыслить и работать с информацией). 2. Как доказать взаимное влияние сосен в сосновом бору,дубов – в дубраве, елей – в ельнике? (познавательные, регулятивные)
Задания на формирование и развитие УУД Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Примеры заданий (тема «Что называется растительным сообществом», § 50) 1. Сравните сосны, выросшие в лесу и на опушке (р.103 с. 168), объясните эти различия. (познавательные УУД) 2. Составьте рассказ, используя рисунок 102, об особенностях природного сообщества (4 группы, регулятивные, познавательные,коммуникативные). 3.
Продуктивные задания Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации Традиционное задание Продуктивное задание Назовите причину длительного самостоятельного существования естественных природных сообществ? Почему естественное растительное сообщество может длительно существовать без участия человека ? Докажите на примерах.
Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций Традиционное задание Продуктивное задание Назовите отличия между естественными и искусственными растительными сообществами Если бы вам предложили создать искусственное сообщество, какие действия вы бы предприняли, что бы сообщество было устойчивым ?
Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому Традиционное задание Продуктивное задание Назовите важнейшие признаки растительных сообществ Представьте, что вы находитесь в смешанном лесу. Какие жизненные формы растений вы увидели, как они располагаются по отношению друг другу, много ли различных видов встречаются в данном сообществе ? Какие преобладают ?