Проект Роль рассказчика в « Повестях Ивана Петровича Белкина » А. С. Пушкина. Проект Роль рассказчика в « Повестях Ивана Петровича Белкина » А. С. Пушкина. выполнили ученики 7 «Б» класса Бадиков Евгений Биркле Яна Брусьев Иван Горощук Кристина Попов Артём Турищев Иван Руководитель:Кирьянчук М.Г. МОУ СОШ 9 г. Аткарск 2009 год
Цели: понять, зачем А.С. Пушкин понять, зачем А.С. Пушкин - вводит в повествование сложную цепочку рассказчиков; - вводит в повествование сложную цепочку рассказчиков; - передает авторство Ивану Петровичу Белкину. - передает авторство Ивану Петровичу Белкину.
Задачи: Выяснить: Выяснить: - кто такой И.П. Белкин; - кто такой И.П. Белкин; - полностью ли автор устранился из повествования. - полностью ли автор устранился из повествования.
«Повести Белкина» – первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 г.за очень короткое время. С 9 сентября по 20 октября были закончены все 5 повестей: «Выстрел» (14 октября), «Метель» (20 октября), «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14 сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября).
Кто выступает в роли рассказчиков? - Иван Петрович Белкин; - несколько особ, поведавших ему свои истории; - герои историй; - А.С. Пушкин.
Общность их интересов, духовного развития позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком- Иваном Петровичем Белкиным, который духовно им близок, такой же, как они. Общность их интересов, духовного развития позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком- Иваном Петровичем Белкиным, который духовно им близок, такой же, как они.
Введение рассказчиков, иногда включающихся в действия повести (Выстрел, Станционный смотритель), иногда ограниченных только ролью повествователя, создаёт ситуацию, когда события и поступки становятся ясными только с разных точек зрения. Это поддерживает ощущение неожиданности происходящего и побуждает читателя к сотворчеству.
Белкин ищет в обычной действительности поэтическое, яркое, в нем есть стремление к «романтике», к сильным чувствам.
Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни, а самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии, загадочными и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни, а самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии, загадочными и таят непредвиденные повороты в судьбах героев.
Узкие границы белинского взгляда неизмеримо расширяются. Но для Пушкина в этой «не широте» заключено и достоинство- куда ни посмотри, везде могут быть случаи, описанные Белкиным.
Благодаря голосу провинциального помещика Белкина, повести приобретают уникальную стилевую манеру: необыкновенную простоту, безыскусность изложения, достоверность.
Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не объясняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц, что позволяет отразить картину жизни целой страны.
«Повести Белкина» - это слияние многих взглядов, это многоголосие, полифония. К Одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпадающее отношение, что позволяет читателю стать сотворцом, задуматься о сложных вопросах бытия, о нравственности, о смысле жизни.
Простодушная белинская проза постоянно поправляется, по – иному освещается Пушкиным, который то вставит иронической слово, то отошлёт к какому - нибудь известному сюжету.