Групповые формы учебной деятельности Учитель немецкого языка МОУ «ООШ 3» Хмарина Татьяна Анатольевна
«Как всякая другая функция- утверждает Ш.А.Амонашвили- она стремится к свободному движению. О чём говорит эта особенность речевой функции? О том, что в период её активности методика обучения иностранному языку должна максимально поощрять тенденцию ребёнка к общению.» Непринуждённые формы общения в процессе обучения должны превалировать в нём». Это нужно учитывать в условиях начальной школы, т.к.речевая функция угасает к 9-11 годам. Как же создать для ребёнка жизненно важные ситуации на уроке? Здесь на помощь приходит метод групповой деятельности.
Задача учителя иностранного языка- обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма учебной деятельности. Она способствует формированию навыков и усилий самостоятельной работы учащихся в овладении иностранным языком.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.
Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.
Виды групповой деятельности 1. Интеллектуальные упражнения- метод вопросов и ответов;- групповое обсуждение;- рассказы и истории;- викторины. 2. Игровой метод- игры, творческие задания. 3. Техника театральной постановки- драматизация, ролевые игры, пантомима. 4.Проекты- совместный выпуск стенгазет, коллажа по определённой теме.
Тема «Mein Haus» Вид деятельности: обучение диалогической речи При работе над темой «Mein Haus» ребятам я даю такую установку: представьте, что один из ваших друзей получил новую квартиру. Вам интересно побольше узнать о квартире. Группы получают карточки на которых даны отдельные фразы-вопросы и ответы- из которых нужно составить связный разговор. В результате учащиеся составляют диалог, который воспроизводят вслух. Т.к. остальная группа получила такое же задание, то во время проверки они могут проследить правильно ли выполнено задание.
Зашифровать какое-либо слово в виде рисунков на каждую букву, из которых состоит это слово. На тему «Mein Haus» (der) Hase (der) Apfel ( die) Uhr (die) Sonne = das HAUS ( (die) Tafel (der) Igel (die) Sonne (der) Computer (der) Hase = der TISCH
10 4 Viele Freunde
Использование приёма коллажирования при обучении говорению и аудированию
Принципы организации групповой формы обучения Отбор учебного материала Комплектование групп Функция учителя
Наиболее эффективной является групповая работа, в которую учитель вмешивается лишь по запросу группы.
Рекомендации по организации работы в группах -в группе не более 5 человек -чёткое объяснение задания -некоторое время для налаживания совместной работы -работу не следует затягивать -не вмешивайтесь в работу, не прерывайте уч-ся в процессе общения -пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп -объяснение заданий, процесс подготовки, контроль проводить на ИЯ -выслушать мнение представителей каждой группы -оценка работы -работа над ошибками
Планировать групповую работу нужно уже в начальной школе. Чтобы научить младших школьников работать в группах, можно представить памятку, раскрывающую «секреты» плодотворной совместной работы. ПОМНИТЕ : работа в группах- это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи. БУДЬТЕ: взаимно вежливыми, доброжелательными, организованными, дисциплинированными, тактичными и терпимыми к «промахам» одноклассников. НЕ: ссорьтесь, перебивайте друг друга, радуйтесь ошибкам товарищей, смотри раньше времени в ключи
Говоря о приоритетах группового взаимодействия на уроке ИЯ, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используется как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, эффективное использование ресурсов каждого учащегося.