Психологическая безопасность образовательной среды. МОУ «Общеобразовательная гимназия 6
Модель психологически безопасной образовательной среды Социально- психологическая умелость Психоло- гически здоровая личность Сотруд- ничество Диалог Психологиче- ская защищенность Положитель- ное отношение к среде Удовлетворен- ность потребности в позти- тивном взаимодействии Образовательная Безопасная Среда
Психологически здоровая личность Соматически более здоровая; Открытая к общению, толерантная; С активной жизненной позицией; Способная к прогнозированию; Ответственная за себя и свою деятельность; Способная к саморазвитию; Уверенная в себе; Адаптивная, способная к анализу ситуации; Интеллектуально развитая, способная к творчеству. С присущими общечеловеческими ценностями.
Стили общения Директивный стиль: Субъект-объектные отношения; Монолог; Репродуктивное обучение; Высокие требования; Акцент на отрицательном; Преобладают отрицательные эмоции, защитный рефлекс. Результат: получение знаний преобладает над развитием теоретического мышления, трудности в развитии способностей, высокий уровень притязаний, низкая самооценка, высокая тревожность, снижена способность к творчеству, прогнозированию, личностные комплексы, ослаблено соматическое здоровье.
Личностно-ориентированный: Субъект – субъектные отношения; Диалог; Преобладание поискового рефлекса; Нет угрозы «Я» ученика, доверие; Акцент на достижения. Результат: развитие способностей, аналитическое мышление, творчество, развитие индивидуальности, позитивный эмоциональный фон, мотив достижений, соматическое здоровье, способность к эмпатии.
Направления работы Просвещение всех участников образовательного процесса. Учащихся: программа «Полезные привычки», «Полезный выбор»;общешкольные акции – неделя здоровья, дни толерантности, правовых знаний; классные, психологические часы, специальные занятия (самопознание, само поддержку, саморазвитие). Педагоги: совещания, педсоветы, консилиумы, заседания МО. Родители: информация на родительских собраниях (возрастные особенности, эффективное общение, поддержка в переходные периоды).
Иные направления Мониторинги – отслеживание результативности работы: Умственного развития – 4-е, 7-е, 9-е классы. Личностного развития – специальный, классы. Эмоционального состояния – во всех классах, постоянно. Социометрия – по необходимости. Обсуждение результатов мониторингов.
Другие направления Опрос учащихся – учебная нагрузка, эффективность преподавания, взаимоотношения учитель-ученик, соответствие урока современным требованиям. Опрос родителей – удовлетворенность образовательным процессом ( на собраниях, к конкурсу «Достояние шестой», жалобах). Сопровождение в переходные периоды обучения (1, 4, 5, 9, 10, 11-е классы). Индивидуальные консультации. Разбор конфликтных ситуаций.
Позитивные изменения Улучшается эмоциональное состояние детей. -Ранее доминирующие эмоции –обида, беспокойство, страх, досада, раздражительность. - Сейчас- оживление, уважение, благодарность, доброта. Снижаются нагрузки ( учет времени проведения контрольных, самостоятельных работ, корректируется расписание, рабочий день с 9.00) Повышается качество образования. Увеличивается поток поступающих.