Урок-практикум по выполнению заданий ЕГЭ экономика
План урока Отработка заданий ЕГЭ : Часть А (контрольный срез на уроке) Часть В (контрольный срез на уроке) Часть С (С1,С2,С3,С4- самостоятельно д/з) (С5, С8 –практикум на уроке)
Что должны знать Экономика, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика; обмен, производство- производитель, потребление - потребитель. Измерители экономической деятельности – ВНП, ВВП (реальный, номинальный), ВВП на душу населения. Экономический рост и его факторы, экстенсивный и интенсивный рост. Экономический цикл (экзогенные и эндогенные причины). Типы экономических систем, спрос, предложение, виды рынков, ценные бумаги. Конкуренция, монополия.
Средства обучения Учебник обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова (базовый уровень), 2009 г. КИМы 2010, 2011 гг. Учебные пособия под редакцией: А.В. Клименко, В.В. Румынина; П.А. Баранова, С.В.Шевченко. Электронные практикумы по ЕГЭ, Интернет ресурсы
Дополнительные пособия по ЕГЭ ЕГЭ2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ : О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: ЕГЭ Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М: Русское слово, ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2010.
Ответы к вариантам -части А Вариант IВариант IIВариант III А1-а, А2 -б, А3 -б, А4-в
Ответы к вариантам –части Б Вариант IВариант IIВариант III В1 пользоваться традиционная ВНП В2Общинная земля Здраво - охранение Государственное ценообразование В3 Б Б А АА Б Б БА Б Б А В А Б Д Г И Ж А Б Д Г И Ж А Б Д Г И Ж
Практикум – часть С Задания С5 проверяют умение характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Уметь для решения С5 выделять существенные и несущественные признаки объектов; выявлять черты отличия и сходства с родственными объектами; раскрывать устойчивые существенные внутренние и внешние связи ; указывать свойственные признаки, имеющие значение в каком-либо (заданном) отношении; кратко и точно выражать свои мысли и решения.
Модели заданий С 5 Первая модель позволяет проверить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий. С5 Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.
1. уменьшение стоимости факторов производства; 2. изменение технологии, которые снижают стоимость производства, обеспечивая увеличение предложения; 3. изменение ожиданий производителей в отношении цены(если производители ожидают, что цены снизятся, то они попытаются продать больше); 4. увеличение количества продавцов на рынке.
Модели заданий С 5 Первая модель позволяет проверить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий. С5. Перечислите три основных признака командно- административной экономической системы.
1)контроль над производством и распределением со стороны государства, 2)господство госсобственности на средства производства, 3)централизованное ценообразование, 4)административные методы управления экономикой.
Модели заданий С 5 Первая модель позволяет проверить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий. С5. Перечислите четыре основных элемента структуры экономической деятельности.
1)производство 2)обмен 3)распределение 4)потребление
Модели заданий С 5 Вторая модель заданий проверяет то, как ученик понимает смысл основных обществоведческих понятий и умеет применять эти понятия в контексте обществоведческого знания. С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
Практическая работа. Обратимся к КИМам выпускников 2010 года. Найдите подборку выполненного задания С5. Проанализируйте выполнение задания и оцените по критериям баллами. Аргументируйте свою оценку.
Схема вопроса: Смысл понятия: __________________ Предложения, раскрывающие суть понятия: 1)______________________________ 2)______________________________
Ответ на 2 балла. Смысл понятия: Рыночная конкуренция –соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли. Предложения: 1. Рыночная конкуренция – способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов. 2. Рыночная конкуренция создает возможность выбора для потребителя.
Ответ на 2 балла. Смысл понятия: Рыночная конкуренция –соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Предложения: 1. Рыночная конкуренция – способствует производству достаточного количества качественных товаров и услуг. 2. В зависимости от состояния рынка, выделяют свободную, несовершенную и монополистическую конкуренцию.
Задание для самостоятельной работы. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « международное разделение труда»? 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «производитель»? 3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию о данном понятии.
« международное разделение труда» Смысл понятия: Международное разделение труда - это такая организация производства, при которой каждая страна специализируется на выпуске определенных товаров, получая в обмен на них то, в чем она нуждается. Предложения: 1. Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. 2. На основе Международного разделения труда формируется специализация стран по производству отдельных видов товаров и услуг.
«производитель» Смысл понятия: Производитель-это субъект экономической деятельности, продающий товары и предоставляющий услуги. Предложения. 1)Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма. 2)Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами.
Экономическая система Смысл понятия Экономическая система –это организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Предложения: 1)Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей. 2)В любой экономической системе решаются вопросы : что, как и для кого производить?
Задание на составление сложного плана развернутого ответа (С8) Выполнение этого задания предполагает: а) корректность формулировок пунктов плана с заданной темой; б) полноту отражения основного содержания в плане; в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Для примера обратимся к заданию С8 КИМов экзаменационной работы по обществознанию ЕГЭ 2010 г.
Задание С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок как саморегулирующаяся система» Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы.
Задание С8 - практика. Задание: Познакомьтесь с ответами выпускников: какой план, по вашему мнению, составлен верно - исходя из условия задания. Какие ошибки совершили выпускники, выполняя данное задание?
Алгоритм выполнения задания С8 Обратите внимание на план Предложите свой алгоритм выполнения задания.
Домашнее задание
Итоги урока.