Системный подход к обучению биологии Приоритетной задачей образования становится развитие личности и поэтому особую важность приобретает системно- структурный подход в обучении
Сущность системного подхода Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления
Сущность системного подхода Один из наиболее общих законов умственного развития – «от общего к частному» В педагогической практике он лежит в основе системно – структурного подхода
Системный подход в биологии Каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организации жизни. Биологическая система любого уровня организации- это целое состоящее из взаимосвязанных частей
Уровни организации жизни Целое – часть Биосфера – экосистема Экосистема –вид Вид – популяция Популяция – особь(организм) Организм – орган Орган – ткань Ткань – клетка Клетка - органоид
Работа с понятиями как элемент системного подхода в обучении биологии Выделять понятия общебиологические и тематические при обучении на разных ступенях. Общебиологические понятия отрабатывать с начала изучения курса биологии.
Общебиологические понятия Организм – биологическая система, единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Взаимосвязь биологической системы с окружающей средой. Связь строения с выполняемыми функциями. Обмен веществ.
Выводы Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление и, следовательно, сделать обучение развивающим. Необходимо строить систему обучения и контроля знаний основываясь на выделении общих закономерностей, ведущих биологических понятий, обязательных знаний. Важна не сумма, а система знаний, умение видеть в частном примере проявление общих закономерностей.