Педагогический проект «Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения»
Проблема Дети, как правило, испытывают затруднения при анализе художественного произведения, а ведь один из приёмов выражения авторской позиции в художественном произведении – это эпиграф. На уроке нередко игнорируется углубленная работа с ним из-за нехватки времени. Дети, как правило, испытывают затруднения при анализе художественного произведения, а ведь один из приёмов выражения авторской позиции в художественном произведении – это эпиграф. На уроке нередко игнорируется углубленная работа с ним из-за нехватки времени. Выход из этого положения – это поэтапное формирование умственных действий и понятий, включая работу с эпиграфом как приём активизации внимания учащихся при чтении художественного произведения.
Цель Активизировать мыслительную деятельность и пробудить интерес к произведению и эпиграфу как его ключевому компоненту. Активизировать мыслительную деятельность и пробудить интерес к произведению и эпиграфу как его ключевому компоненту. Проект носит краткосрочный характер (до 2 месяцев). Проект носит краткосрочный характер (до 2 месяцев). Промежуточные итоги реализации – это поурочные оценки, Промежуточные итоги реализации – это поурочные оценки, оценки за самостоятельные творческие работы, исследования. Участники проекта – учащиеся 8 класса. Участники проекта – учащиеся 8 класса.
Задачи Подготовить учащихся к восприятию нового. Найти ответ на вопрос: «Так ли необходим эпиграф в произведении?» Сформировать познавательный интерес. Развить творческие и исследовательские способности учащихся.
Механизм реализации проекта Уроки, тематические занятия в рамках общеобразовательной программы. Уроки, тематические занятия в рамках общеобразовательной программы. Самостоятельные исследования учащихся. Самостоятельные исследования учащихся. Адресные задания. Адресные задания. Творческие работы учащихся. Творческие работы учащихся. Тесты. Тесты.
План реализации Знакомство с эпиграфом и текстом художественного произведения. Напомнить определение эпиграфа и теоретические сведения об этом виде литературной цитаты. Проследить, как связаны эпиграфы с самим текстом произведения и какую роль они выполняют. Концентрация внимания на поиске ответа на вопрос: «Так ли необходим эпиграф в произведении?» Выявление уровня читательского восприятия. Совершенствование навыка: изучение статей учебников, содержащих эпиграфы, подбор эпиграфов к сочинениям, осмысление их роли в других произведениях.
Требования, предъявляемые к планированию и проведению тематических занятий. Актуальность Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей Тесная взаимосвязь занятий с общеобразовательной программой Тесная взаимосвязь занятий с общеобразовательной программой Совместный поиск с учениками нужной информации Совместный поиск с учениками нужной информации Доступность, логичность изложения Доступность, логичность изложения Нетрадиционные формы Наглядность
Ожидаемые результаты работы.
Диагностика эффективности образовательного процесса. Оценка учителя Групповая оценка Самооценка учащегося Результаты творческих работ, исследований
Результаты творческих работ. В каких строчках звучит основная мысль стихотворения «Осень» А. С. Пушкина, можно ли их сделать эпиграфом? В каких строчках звучит основная мысль стихотворения «Осень» А. С. Пушкина, можно ли их сделать эпиграфом?
Результаты исследования Почему поэт П. А. Вяземский своему стихотворению «Сумерки» (1848) предпослал в качестве эпиграфа те же строки Державина, что и А. С. Пушкин в стихотворении «Осень»?
Результаты проекта Анализ результативности проекта показывает, что приобщение к авторской позиции активизирует мыслительную деятельность, творческие способности ребят, обогащает их читательскую культуру.