Обеспечение преемственности предшкольного и начального общего образования в контексте ФГТ и ФГОС НОО МБОУ «Инжавинская СОШ» заместитель директора по УВР Ковтун Е.В. выступление на августовском педсовете
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее" В.А. Сухомлинский
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) Федеральный Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от N 243 – ФЗ ) пункт 6.2 статья 9 ) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299)
Концепция дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию г. 7/1) Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ г.) Преемственность ФГТ
Стандартизация дошкольного образования Особенности состояния дошкольного детства в России Совместная деятельность воспитателя и детей Игровые формы образования Отсутствие жесткой регламентации Гендерный подход Универсальность и интеграция Единство требований к выпускнику
Преемственность ФГТ и ФГОС ФГТ к структуре ООП ДО – это ФГОС НОО – это Совокупность личностных качеств, а не сумма конкретных ЗУНов Совокупность 3-х групп требований: - требования к структуре основных образовательных программ; - требования к условиям реализации; - требования к результатам освоения основных образовательных программ
Портрет выпускника Выпускник ДОУ Физически развитый, овладевший Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками основными культурно – гигиеническими навыками Любознательный, активный Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту Овладевший необходимыми умениями и навыками Овладевший необходимыми умениями и навыками Выпускник начальной школы Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни Любознательный, активно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любящий свой народ, свой край, свою Родину Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Метапредметные результаты Предметные результаты
Образовательные области
Основополагающий принцип ФГТ
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ФГТ Теоретические обоснования культурно-историческая концепция культурно-историческая концепция деятельностный и личностный подходы деятельностный и личностный подходы Цели формирование общей культуры формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств формирование предпосылок учебной деятельности формирование предпосылок учебной деятельности Основные принципы развивающее образование развивающее образование научая обоснованность научая обоснованность единство воспитательных, развивающих и обучающих задач единство воспитательных, развивающих и обучающих задач интеграция образовательных областей интеграция образовательных областей Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность самостоятельная деятельность Результаты освоения программы интегративные качества интегративные качества ФГОС Теоретические обоснования системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход Цели укрепление физического и духовного здоровья укрепление физического и духовного здоровья формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности духовно-нравственное развитие и воспитание духовно-нравственное развитие и воспитание Основные принципы содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей роль и значение видов деятельности и форм общения роль и значение видов деятельности и форм общения Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность самостоятельная деятельность Результаты освоения программы личностные, метапредметные и предметные качества личностные, метапредметные и предметные качества
Концептуальные требования к основной общеобразовательной программе (ООП) дошкольного образования Соответствие принципам развивающего образования Интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному Комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости Использование адекватных возрасту форм работы с детьми Осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную)
УДД совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Компоненты учебной деятельности ФГОС ФГОС
Предпосылки регулятивных УУД дошкольника
Предпосылки познавательных УУД дошкольника
Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника
Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах Планируемые результаты на конец 1 класса на конец 1 класса Понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми Положительно относится к школе Умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Умеет уважительно относиться к чужому мнению Умеет понимать чувства других людей и сопереживать им Умеет бережно относиться к материальным ценностям Уважает и принимает ценности семьи и общества Любит свой народ, свой край и Родину Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим поступкам Умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям
Особенности программ предшкольной подготовки: Комплексный и парциальный характер программ; Системная подготовка детей к школе, постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения; Реализация права ребенка на игру, интересное взаимодействие с окружающими, познавательное общение; Развитие творческого потенциала дошкольников; Поддержка инициативы и природной активности дошкольника; Соответствие Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО).
Проблемы, возникающие при переходе из дошкольного звена в начальное, и пути их решения Проблемы Пути решения 1)Смена стиля общения педагога с детьми Постепенное знакомство со школой и учителем 2) Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности Организация и проведение: совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников – будущих первоклассников. 3) Резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную) 1)«Учимся, играя» – девиз учителя первоклассников. 2)Организация в школе среды, разделенной на зоны, для отдыха и игр детей 4) Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОУ и начальной школы в адаптационный период первоклассников 1)Проведение педсовета (учителя начальных классов и воспитателей детского сада), открытых уроков в первых классах. 2) Утверждение плана работы на год между детским садом и школой
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" В.А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!