Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня. В. А. Караковский
I этап – диагностика готовности ОУ к введению новых образовательных стандартов.
Мониторинг профессионально-общественного мнения относительно введения ФГОС.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) вводится в действие с: а) 1 января 2010 года; б) 1 сентября 2010 года; в) 1 сентября 2011 года; г) затрудняюсь ответить. 2. Переход на обучение по ФГОС НОО в обязательном порядке в первых классах во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих программы начального общего образования, начинается с: а) 1 января 2010 года; б) 1 сентября 2010 года; в) 1 сентября 2011 года; г) затрудняюсь ответить. 3. Считаете ли Вы, что введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 4. Считаете ли Вы, что введение ФГОС НОО положительно скажется на материально- технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 5. Можете ли Вы сформулировать основные отличия ФГОС НОО от государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО)? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 6. Осознаете ли Вы роль каждого из участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС НОО? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 7. По вашему мнению, готовы ли Вы к введению ФГОС НОО? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 8. На Ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС НОО? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. Анкета 1
Анкета 2 1. Сформулируйте основные отличия федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) от государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО)? ___________________________________________________________________________________________ 2. Как введение ФГОС НОО повлияет на развитие и образовательные результаты обучающихся? ___________________________________________________________________________________________ 3. Какова роль каждого из участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС НОО? ___________________________________________________________________________________________ 4. Какую роль в реализации внеурочной деятельности или основной образовательной программы школы в целом Вы отводите родительской общественности? (возможен выбор более одного варианта ответа) а) присутствие на мероприятиях; б) участие в организации мероприятий, кружков, секций и т.д.; в) создание нового «уклада школьной жизни» (совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций школы, традиции школы); г) участие не требуется; д) другое (указать) ______________________________________________________________. 5. С чем Вы связываете основные проблемы введения и реализации стандарта (выберете не более трех вариантов ответа)? а) переход на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование; б) организация внеурочной деятельности обучающихся; в) проектирование программ отдельных учебных предметов, курсов; г) создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения; д) проектирование основной образовательной программы начального общего образования; е) организация взаимодействия с социальными партнерами, в том числе, с родительской общественностью; ж) другое (указать) ______________________________________________________________.
Анкета 2 6. Как Вы оцениваете свою степень готовности к введению и реализации ФГОС НОО? а) высокая; б) средняя; в) низкая. 7. Что Вам представляется особенно интересным в стандартах второго поколения? а) Развитие успешности личности ребенка б) Заключение общественного договора в) Внеурочная занятость ребенка г) Повышение качества образования 8. Расположите в порядке значимости качества личности, которые должны сформироваться у Ваших учеников в процессе обучения по стандартам второго поколения: _____ патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины; _____ уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; _____ мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; _____ разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни; _____ уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата; _____ осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми. 9. Какие вопросы в связи с введением ФГОС вы бы хотели рассмотреть подробнее? ___________________________________________________________________________________________ 10. Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами ФГОС самостоятельно? ___________________________________________________________________________________________
II этап – «Самоанализ деятельности педагогов» «Личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся» В. М. Лизинский
I. Ф.И.О. Повышение квалификации («знаю») 2. Тема самообразования Используемые средства Результат работы по теме. 3. Какую литературу по переходу на стандарты II поколения изучила (книга, брошюра, статья). Что оказалось полезным в профессиональном плане? 4. Как часто работаете с периодикой? II. Участие в системе научно-методической работы («учусь»). 1. В каких семинарах (указать уровень) вы принимали участие? 2. Какое из профессиональных учебных занятий (семинаров, мастер-класс и тд.) оказалось полезным в повышении качества вашей работы? 3. В каких методических мероприятиях Вы участвовали: - как активный участник - как пассивный участник 4. Какие уроки и мероприятия своих коллег Вы посетили? III. Обобщение собственного опыта деятельности («умею»). 1. Какую педагогическую технологию, методич.метод (приём, технику, форму) освоили в этом году? - как учитель - как классный руководитель 2. Укажите авторские учебно-методические разработки этого года. 3. В каких профессиональных конкурсах участвовали? (название, результат).
Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей. Мак Кинзи
Направления внеурочной деятельности учащихся: спортивно – оздоровительное; художественно – эстетическое; научно – познавательное; общественно – полезная деятельность.
Требования к образовательным программам дополнительного образования в рамках ФГОС: содержание программ должно отражать динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентности социального самоопределения.
Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокко
Система оценивания обучающихся в рамках ФГОС: листы наблюдения; протоколы собеседования; дневники наблюдения; портфолио.
Содержание портфолио: «Мой мир»; «Моя учеба»; «Моя общественная работа»; «Моё творчество»; «Мои впечатления»; «Мои достижения»; «Отзывы и пожелания».
Личность педагога, его знания и разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся. В. М. Лизинский