Проектная технология способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта. Презентация учителя «Мисцевской ООШ 2» Трубицыной М.Б.
Требования предъявляемые к учебным проектам? наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов
Виды учебных проектов по характеру деятельности Исследовательский проект Информационный проект Творческий проект Ролевой /игровой/ проект Практико-ориентированный проект по характеру контактов Среди участников одной школы, класса; Среди участников города, региона, страны, разных стран мира.
Виды учебных проектов по предметно-содержательной области монопроект, в рамках одной области знаний межпредметный проект, на стыке различных областей мини-проект / краткосрочный/ (на 1 урок) среднесрочный (4-6 уроков) длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п) по продолжительности проекта
Виды учебных проектов по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий) скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов) индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый по количеству участников проекта
Учебный проект для учителя: это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника: анализа проблемного поля, выделение под проблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности; самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта ); презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
Учебный проект для учащегося: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Этапы проектной деятельности. этап предпроектной подготовки этап планирования организационно-исследовательский этап этап представления полученных результатов
1. Этап предпроектной подготовки формирование проектной группы; выбор научных руководителей; выбор и формулирование темы проектной работы; формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта; обоснование методов исследования; разработка плана и структуры исследования; изучение источников и литературы по теме.
1. Этап предпроектной подготовки (погружение в проблему) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формулирует: проблему проекта сюжетную ситуацию цель и задачи Осуществляют: личностное присвоение проблемы вживание в ситуацию принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи
2. Этап планирования: определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные); дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы; обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта; определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
2. Этап планирования: (организация деятельности) Деятельность учителя Деятельность учащихся Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график») при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.) возможные формы представления результатов проекта Осуществляют: планирование работы разбивку на группы и распределение ролей в группе выбор формы и способа представления информации
3. Организационно-исследовательский этап: расписывается последовательность выполнения проектной работы; распределяются конкретные задания; собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы; оформляются результаты исследования и готовится отчет.
Организационно-исследовательский этап: (осуществление деятельности) Деятельность учителя Деятельность учащихся Не участвует, но: консультирует по необходимости учащихся ненавязчиво контролирует ориентирует в поле необходимой информации консультирует по презентации результатов Работают активно и самостоятельно: по поиску, сбору и структурированию необходимой информации консультируются по необходимости подготавливают презентацию результатов
4. Этап представления результатов подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.
4. Этап представления результатов Деятельность учителя Деятельность учащихся Принимает итоговый отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты подводит итоги обучения Оценивает: глубину проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи умение планировать и осуществлять работу найденный способ решения проблемы Осуществляют: рефлексию деятельности и результатов взаимооценку деятельности и ее результативности
Как может быть представлен результат проектной деятельности учащихся? Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Электронная газета; Электронный журнал; Законопроект; Карта; Коллекция; Дизайн - макет; Модель; Музыкальное произведение; Исследовательская работа; Письмо в... ; Прогноз; Пакет рекомендаций; Публикация; Мультимедийный продукт; Путеводитель; Рекламный проспект; Серия иллюстраций; Сказка; Справочник; Словарь; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Виртуальная экскурсия; Сборник сочинений; Дневник путешествий; Главы из несуществующего учебника
Оценка проектной работы Возможные перечни критериев оценки проектных работ: Вариант 1. 1) самостоятельность работы над проектом; 2) актуальность и значимость темы; 3) полнота раскрытия темы; 4) оригинальность решения проблемы; 5) презентация содержания проекта ; 6) использование средств наглядности, технических средств; 7) ответы на вопросы. Вариант 2. 1) важность темы проекта; 2) глубина исследования проблемы; 3) оригинальность предложенных решений; 4) качество выполнения продукта; 5) убедительность презентации. Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся. Критерии должны быть известны всем участникам проекта задолго до защиты.
Проэктная технология интегрирует в себе: проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы. Спасибо за внимание.