Решение задач «Закон сохранения механической энергии» Цели урока: углубление знаний по содержанию закона и понятия энергия; углубление знаний по содержанию закона и понятия энергия; развитие навыков и умений решать задачи по теме. развитие навыков и умений решать задачи по теме
Вопросы: 1. Кто впервые ввёл термин «энергия»? 2. Какой вид энергии изучается в механике? 3. Назовите два вида механической энергии. 4. Чем обусловлена кинетическая энергия? 5. Как обозначается кинетическая энергия тела? 6. Чему равна кинетическая энергия тела? 7. Чем обусловлена потенциальная энергия? 8. Как обозначается потенциальная энергия тела? 9. Чему равна потенциальная энергия тела, взаимодействующего с Землёй? 10. Что называют полной механической энергией? 11. Как обозначается полная механическая энергия тела? 12. Чему равна полная механическая энергия тела? 13. В каких единицах измеряется энергия? 14. Сформулируйте закон сохранения механической энергии. 15. При каких условиях выполняется закон сохранения энергии?
Заполните таблицу план о физической величине кинетическая энергия потенциальная энергия Полная механическая энергия обозначение чем обусловлена энергия формула единица измерения Формулировка Закона сохранения энергии Математическая запись закона
Проверь себя план о физической величине кинетическая энергия потенциальная энергия Полная механическая энергия обозначение Ек Ек Еп Еп Е чем обусловлена энергия энергия движения тел энергия взаимодействия тел энергия движения и взаимодействия тел формула единица измерения Дж Формулировка закона сохранения энергии Полная механическая энергия тела, на которое не действуют силы трения и сопротивления, в процессе его движения остаётся неизменной. Математическая запись закона
Какое превращение энергии происходит… I. при падении воды в водопаде? II. при бросании мяча вертикально вверх? III. при падении мяча вертикально вниз? Ответы на вопросы I-III: Ответы на вопросы I-III: 1. Потенциальная энергия превращается в кинетическую. 2. Кинетическая энергия превращается в потенциальную.
Тест Вариант 1 При бросании шара вертикально вверх… I. его кинетическая энергия… II. его потенциальная энергия… 1. увеличивается; 1. увеличивается; 2. уменьшается; 2. уменьшается; 3. остаётся неизменной. 3. остаётся неизменной. В верхней точке пути шара… III. его кинетическая энергия.. IV. его потенциальная энергия… 1. имеет наибольшее значение; 1. имеет наибольшее значение; 2. имеет наименьшее значение; 2. имеет наименьшее значение; 3. равна нулю; 3. равна нулю; 4. остаётся неизменной. 4. остаётся неизменной. Вариант 2 При падении шара вертикально вниз… I. его кинетическая энергия… II. его потенциальная энергия… 1. увеличивается; 1. увеличивается; 2. уменьшается; 2. уменьшается; 3. остаётся неизменной. 3. остаётся неизменной. При ударе шара о Землю… III. его кинетическая энергия.. IV. его потенциальная энергия… 1. имеет наибольшее значение; 1. имеет наибольшее значение; 2. имеет наименьшее значение; 2. имеет наименьшее значение; 3. равна нулю; 3. равна нулю; 4. остаётся неизменной. 4. остаётся неизменной.
Найти полную механическую энергию тела массой 100 г, которое на высоте 4 м имело скорость 36 км/ч. Приступим к решению задач
Найти полную механическую энергию тела массой 100 г, которое на высоте 4 м имело скорость 36 км/ч. Дано: m=100 г h=4 м v=36 км/ч g10 м/с 2 СИ 0,1 кг 4 м м 3600 с 10 м/с 2 Решение: Полная механическая энергия Е=Е к +Е п (1) Кинетическая энергия Е к =mv 2 /2 (2) Потенциальная энергия Е п =mgh (3) Формулы (2) и (3) подставим в формулу (1) получим Е=mv 2 /2+mgh (4) Вычисление: 0,1 кг·(10 м/с) 2 Е= + 0,1 кг· 10 м/с 2 ·4 м = 9 Дж 2 Е-? Ответ: Е= 9Дж.
Мяч бросают с земли вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте этот мяч будет иметь скорость, равную 6 м/с? Дано: υ 0 = 10 м/с υ = 6 м/с h 0 = 0 h – ?
Решение : Дано: υ 0 = 10 м/с υ = 6 м/с h 0 = 0 h – ? Согласно закону сохранения энергии: Так как h 0 = 0, то, отсюда Ответ: h=3,2 м h υ0υ0 υ
Реши самостоятельно: (любую задачу) 1. Тело, массой 3 кг обладает потенциальной энергией 60Дж. Определите высоту, на которую поднято тело над землей. 2. Тело, движущееся со скоростью 4 м/с, имеет кинетическую энергию 16Дж. Найти массу этого тела. 3. Определите полную механическую энергию тела массой 2 кг, которое на высоте 2 м имело скорость 36 км/ч. 4. При стрельбе вверх стрела массой 50 г в момент начала движения имела полную механическую энергию 30 Дж. Какой высоты достигнет стрела? 5. С какой высоты упало яблоко, если оно ударилось о землю со скоростью 6 м/с? 6. Мяч бросают вертикально вниз со скорость 10 м/с. На какую высоту отскочит этот мяч после удара о пол, если высота, с которой бросили мяч, была равна 1 м? Потерями энергии при ударе мяча о пол пренебречь.
Домашнее задание: Повторить § 14,
Из трех предложенных стихов выбрать одно, характеризующее состояние на конец урока. 1) Искрятся глаза, Смеётся душа, Смеётся душа, И ум мой поёт: И ум мой поёт: «К знаниям вперёд» «К знаниям вперёд» 2) Не весел я сегодня, В тишине взгрустнулось мне, В тишине взгрустнулось мне, И о законе сохраненья И о законе сохраненья Все промчалось вдалеке. Все промчалось вдалеке. 3) Вспоминая, все познания свои, И мир физики вновь постигая, И мир физики вновь постигая, Я благодарен матушке судьбе, Я благодарен матушке судьбе, Что импульс есть и энергии не счесть. Что импульс есть и энергии не счесть.