Проектирование и использование индивидуальных образовательных маршрутов на уроках физики. Жигальцова Татьяна Викторовна учитель физики МОБУ «СОШ 1 им. А.П.Гайдара» п.Архара
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г. Белинский Смена ориентиров образования с получения знаний - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Модульные принципы построения учебного материала. возможность выбора и реализации требований учебной программы в соответствии с индивидуальными возможностями, склонностями и потребностями учащихся.
Сущность технологии модульного обучения ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем.
Модуль целевой план действий информация руководство по достижению дидактических целей.
Маршрутная карта самостоятельной работы школьника Название модулей и их учебные цели ; Прогнозируемые результаты при изучении модулей ; Количество занятий по каждому модулю ; Возможные темы рефератов, докладов, творческих работ; Объем вариативных домашних заданий; Возможные варианты проверочных, тренировочных, контрольных заданий.
Название модуля Учебные цели Вид деятельности на уроке Домашнее задание Маршрутный лист для учащегося при изучении большой темы
Название модуля Учебные цели Вид деятельности на уроке Домашнее задание 0. Вводный (15 мин) Целеполагание и мотивация. Постановка задач перед учащимися. Беседа 1. Колебательное движение. Свободные колебания. Изучить свойства периодических (колебательных) движений. Выяснить природу свободных колебаний. Составить перечень понятий §§ 24,25. Ответить на вопросы 1-4 с.88, 1-7 с.92. Выполнить упр.24 1 §§24,25. упр. 23 2
2.Величины, характеризующие колебательное движение. Изучить основные характеристики периодических (колебательных) движений. Прочитать § 26. Изучить характеристики колебательных движений по следующему плану: а)определение величины, б)обозначение величины, в)единицы измерения в СИ, г)формула для нахождения данной величины. Ответить на вопросы 1-6 на с.96 Выполнить упр.24 1, 2, 3. §26, упр.24 4
3. Практическая работа Определение периода и частоты колебаний колебательных систем. Задание по вариантам: 1. Определить период и частоту сердечных сокращений без физических нагрузок и с ними. 2. Определить период и частоту дыхания без физических нагрузок и с ними § Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины. Определение зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Выполнить лабораторную работу 3 с.232 учебника Повторить §§24,25,26, упр 245,6
5. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Научиться строить и читать графики гармонических колебаний. Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах. Подтвердить справедливость закона сохранения механической энергии в колебательных системах. Прочитать §§ 27, 28. ответить на вопросы 1-5 с.102, выполнить упр выполнить самостоятельную работу (задания на чтение графиков гармонических колебаний, на построение графиков гармонических колебаний) §§27,28, упр. 25 1, задачи 34,35 с.246 Творческие задания (по желанию): приготовить сообщение о роли резонанса в технике и быту.
6. Вынужденные колебания. Резонанс. Выяснить природу вынужденных колебаний. Изучить физическое содержание явления резонанса. Прочитать §§ 29, 30, выполнить упр. 26, 27. Роль явления резонанса в технике и быту; доклады учащихся. Консультация учителя. §§ 29,30, повторить §§ Творческие задания (по желанию): нарисовать плакат (рисунок) на тему «Резонанс в технике» R. Зачет Проверка уровня знаний и умений. Выполнение зачетных заданий по вариантам.
Примерный вид маршрута на один урок Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Примечания
Структура урока по модульной технологии Постановка целей урока. Повторение учебного материала, изученного ранее. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и маршрутного листа. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач. Осмысление. Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока. Экспертный контроль. Ответы на вопросы, проверочная работа, тестовые задания.
Тело всплывает Тело плавает Тело тонет плотность жидкости больше плотности тела плотность жидкости меньше плотности тела тела плотность жидкости равна плотности тела
Выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом при погружении и направлена вверх. Осадка – глубина погружения корабля или судна в воду
Позитивные стороны использования ИОМ: -ИОМ позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся; - главное на уроке – самостоятельная работа учеников, учитель – организатор самостоятельного учения; -вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки; -повышается прочность знаний; -возможность выбора уровня сложности изучения.
Негативные стороны использования ИОМ: -Старшеклассник не владеет в должной мере общими учебными умениями; -Многие ученики не привыкли работать самостоятельно; -С использованием ИОМ возрастают трудозатраты преподавателя.