Урок литературы в 5 классе. Внеклассное чтение Автор : Талецкая Эльвира Викторовна, учитель русского языка МБОУ СОШ 85 г. Нижнего Новгорода Каменная сила медных гор Урала (камень в сказах П.П.Бажова)
П. П. Бажов видел ценность в работе над фольклором уральских рабочих, так как в нем проявляются нравственные основы народа.
Влияние драгоценных камней на судьбу человека Тема влияния драгоценных камней на судьбу человека вызывала большой интерес в среде уральских рабочих, вся жизнь которых была связана с добычей и обработкой камня.
Евгений Пермяк о П. П. Бажове : « Бажов принёс нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к родному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека.»
Сказы уральских рабочих Сказы представлены читателю как восстановление по памяти воспринятого когда-то от дедушки Слышко - В.А.Хмелина.
Символика камня в мифологии В фольклоре и мифологии камень осмысляется как некая основа, центр мира или замок, скрепляющий небо и землю. При ударе о камень из него источаются огонь или вода основные стихии мироздания. В фольклоре с камнем связана тема судьбы.
Образ Хозяйки Медной горы Гора в сказах не случайно называется Медной, так как это отражает реальность горнозаводского Урала. Это делает понятным тот факт, что основной горный дух Урала носит имя Хозяйки Медной горы.
Девка Азовка Великий Полоз Малахитница Образы уральской мифологии
Образы Малахитницы и Горной Матки Горная Матка, обитает в угольной шахте, часто являет себя в образе девицы в красном платке и кумачовом сарафане. Малахитницa является в платье из шелкового малахита
Воплощение малахита в трёх предметах: Малахитовая зала в царском дворце Малахитовая шкатулка Каменный цветок
Каменный цветок у П. П. Бажова – воплощение абсолютной магической силы камня, он же и символ абсолютной красоты, недоступной смертному человеку.
Диоптаз, или медный изумруд Этиология медного изумруда в сказах - слезы Хозяйки Медной горы. Именно этот дар Малахитницы сыграл роковую роль в судьбе Степана, символизируя абсолютную власть каменной силы.
Хризолиты – камни будущего В « Серебряном копытце » хризолиты не столько материальный, сколько духовный дар. Мифологические Огневушка – Поскакушка и Серебряное Копытце одаривают только хороших людей.
Драгоценные камни в сказах П.П.Бажова становятся символом просветления, чистоты, преобразования, превосходства, долговечности, обладают магической силой исцеления и защитными свойствами.
Источники: Ахметов С. Камень твоей судьбы, М., Дефант, 1992 Бажов П. Избранные произведения, М., Правда,1986 Демина В. Образы хозяина и хозяйки подземных богатств в фольклоре горняков (www. urbibl.ru)urbibl.ru Знаки и минералы. Детская энциклопедия, М., Астрель,2003 Знаки и символы. Детская энциклопедия, М., Астрель,2004 Иллюстрации: