Исследовательский проект «Гуманизм повести Н. В. Гоголя «Шинель»: традиции и новаторство в изображении «маленького человека». Автор: Бакаляр Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы Покровской ООШ I-IIIступеней
Ф ормирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; приобретение навыков анализа текста и работы с различными источниками информации. Проект рассчитан на учащихся 10 класса.
Продолжить знакомство уч-ся с темой «маленького человека» в русской литературе; научить детей о-со-знавать(о-смысление+со- переживание=знание) художественного произведения, выражать свои мысли и чувства; раскрыть гуманистический смысл повести. Развивать читательскую и литературоведческую компетенцию уч- ся: умение работать с текстом худ-го пр-ия; видеть присутствие автора в пр-ии и правильно определять его позицию. Развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; устную монологическую речь уч-ся, умение слушать и слышать другого; образно-ассоциативное мышление. Воспитывать вдумчивого читателя; пробуждать через Слово духовную память каждого ученика, активизировать в их сознании истинные ценности: любовь, милосердие, сострадание. Усовершенствовать навыки пользования Power-Point для оформления результатов.
История создания и замысел, сюжет и композиция повести Н. В. Гоголя «Шинель» «Я брат твой...». Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Жизнь Акакия Акакиевича до и после появления новой шинели «Значительное лицо» и его роль в повести «Шинель». Фантастический финал произведения.
Компьютерные презентации
Этапы Содержание Сроки (3 уч. часа) Подготовительный Формулирование проблемы, формирование групп учащихся для проведения исследований, выбор темы. Домашнее задание за неделю до урока Планирование работы Обсуждение плана работы в группе, консультации учителя. 20 минут в начале первого урока Создание презентаций Самостоятельная работа групп. Создание презентаций. 25 минут от первого урока и 45 минут второго (1 ч. 10 м.) Защита презентаций и итоги Защита учащимися презентаций, коллективная оценка работ. 45 минут
История создания и замысел, сюжет и композиция повести Н. В. Гоголя «Шинель» Калиниченко А. Калмыченко О. «Я брат твой...». Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Рожков А. Сероусов С. Жизнь Акакия Акакиевича до и после появления новой шинели Грешная В. Василов К. «Значительное лицо» и его роль в повести «Шинель». Фантастический финал произведения Ветров Я. Коростелев А.
Афанасьев Э.С. «О художественности повести Н.В. Гоголя «Шинель», «Литература в школе», 2002, 6 Лебедев Ю.В. «Историко-философский урок «Шинели» Н.В. Гоголя», «Литература в школе», 2002, 6.