Годы разработки Тип двигателя 1 хВК-1 Тяга 1 х 2700 кгс Варианты Як-36
Short SC.1 (Англия 1958 г.) Dassault Mirage IIIV (Франция 1966 г.) Dassault BALZAK (Франция 1963 г.) P.1127 Kestrel Hawker (Англия 1961 г.) VJ-101C-X1 (Западная Германия 1963 г.) Як-36 (СССР 1964 г.)
Модификация Як-36 Масса при вертикальном взлёте 9400 кг Тип двигателя 2 хТРД Р Тяга двигателя 2 х 5000 кгс Максимальная скорость 1100 км/ч Практическая дальность 500 км Вооружение Отсутствует возможна подвеска груза массой 2000 кг Единиц произведено 4 Первый полёт 1964 год
МодификацияHarrier GR.Mk.1 Масса при вертикальном взлёте 7938 кг Тип двигателя 1 хRolls-Royce Pegasus 101 Тяга двигателя 1 х кгс Максимальная скорость 1102 км/ч Практическая дальность 1524 км Вооружение 2270 кг на 5 узлах подвески Единиц произведено 278 Первый полёт 13 августа 1966
Год создания Сентябрь 1959 года Тяга кгс Масса 1934 Длина м Диаметр м
Як-38 Модификация Як-38 Первый полёт 2 декабря 1971 года Произведено 231 Масса кг Двигатель 2 хРД-36-35ФВР+1 хР27В-300 Тяга 2 х х 6100 кгс Скорость км/ч Дальность 500 км Вооружение 1500 кг, 1000 кг при вертикальном взлёте на 4-х узлах
МодификацияР-27 В-300РД-36-35ФВР Тяга 6700 кг 3050 кгс Количество 12
Модификация Як-141 Первый полёт 9 марта 1987 года Произведено 4 единицы Масса кг Двигатель 1 хР79В-300 и 2 хРД-41 Тяга 1 × кгс 2 × 4100 кгс Скорость 1850 км/ч (1,5 М) Дальность 2100 км Вооружение 2600 кг на 5 узлах + ГШ-30-1
Двигательная установка Як-141 РД-41МодификацияР79В-300 2Количество кгс Тяга кгс 1.4 кг/кгс·ч Расход 0.66 кг/кгс·ч 290 кг Масса 2750 кг
Двигательная установка F-35B Тяга двигателя на форсаже кгс Удельный расход топлива на форсаже 1.74 кг/кгс·ч Масса двигателя 1720 кг
МодификацияF-35В Lightning II Первый полёт 15 декабря 2006 года Произведено 13 единиц Масса кг Двигатель 1 хPratt & Whitney F Тяга 1 × кгс Скорость 1900 км/ч (1,6 М) Дальность 1670 км Вооружение 6800 кг на 10 узлах подвески
Поколение Основные особенностиСВВП Нулевое Экспериментальные СВВП (Середина 50-х-60-е годы ХХ века ) Поиск оптимальной компоновки. Поиск оптимальной силовой установки Отсутствие вооружения BALZAK, Mirage III/V (Франция), Short SC.1, P.1127 Kestrel (Англия), VJ-101 (ФРГ),Як-36 (СССР) Первое Серийные дозвуковые боевые СВВП (60-70-е года ХХ века ) Классическая компоновка, ограниченные возможности систем управления. Наличие ракетно- бомбового вооружения «Harrier» (Англия) Як-38 (СССР) Второе Сверхзвуковые боевые СВВП (Середина х годов ХХ века ) Классическая компоновка, новое вооружение и РЛС, автоматизированный пилотажно- навигационный комплекс, комбинированная силовая установка. Як-141 (СССР) Третье Сверхзвуковые боевые СВВП со сниженной ЭПР. (начало XXI века) Интегральная компоновка, снижение ЭПР, широкий спектр вооружения, новые РЛС с АФАР, «стеклянная» кабина. F-35B (США) Четвёртое Возможные боевые СВВП будущего Малозаметность, длительный сверхзвуковой полет, РЛС сверхбольшой дальности, интеллектуальная система управления, «умное» оружие, новая силовая установка. На базе Як-201 (Россия) Поколения СВВП
Источники Е. И. Ружицкий - Европейские самолеты вертикального взлета html html html Ю.А. Зуенко. С.Е. Коростелев. Боевые самолеты России.- М.: Элакос, html b.html Газета "Коммерсантъ", N150, г. htm html