Урок литературы в 7 классе Презентация Соболевой Т.С.
Около половины большой статьи на сборник стихотворений Лермонтова Белинский посвятил «Песне про царя Ивана Васильевича» и показал, что здесь Лермонтов «от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушав биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства и, как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности со всеми их оттенками, как будто и не знавал о других, и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненное всякой истории».
Н. М. Карамзин в Истории государства Российского писал об Иване Грозном, что он имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты….
Создание образа Ивана Грозного Белинский считал одним из значительных достижений Лермонтова. «После Бориса Годунова больше всех посчастливилось Иоанну Грозному: в поэме Лермонтова колоссальный образ его является изваянным из меди и мрамора».
Более цельным выступает характер Кирибеевича. Он безумно влюблен, смело и вероломно идет на сближение с предметом своей страсти, не считаясь ни с моралью, ни с честью Алены Дмитриевны. «Какая сильная, могучая натура! говорит о нем Белинский. Ее страсть лава, ее горесть тяжела и трудна; это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови и смерти ищет своего утоления». Портрет Кирибеевича нарисован отдельными резкими и крупными мазками. Он удал, смел, царю предан, покорен. Картинно, горделиво и молодцевато стоит он на месте боя, ожидая противника, подшучивает над ним. Но, услышав слова Калашникова и узнав его, «побледнел в лице, как осенний снег». Так подействовала на него правда Калашникова, его моральное превосходство, а более всего его решимость вести страшный, последний бой насмерть. Несмотря на это Кирибеевич первым ударил Калашникова, да так сильно, что крест на его груди вогнулся и вдавился в тело. Хотя «любовь Кирибеевича, по словам Белинского, не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей», он был побежден еще до начала боя, и побежден нравственно.
Еще более могуч и целен характер Степана Парамоновича. Позор, нанесенный его семье и всему роду Калашниковых, не стерпеть его душе. Калашников идет на смертный бой за правду. Он твердо хранит устои, ведет себя высоконравственно, с честью выполняет свои обязанности. Честь для него превыше всего. Степан Парамонович не помышляет о примирении с насильником, не способен жить обесчещенным. Это кристально чистый, не знающий сомнений русский человек, идущий на гибель осознанно, как на святое, неотвратимое дело. Не случайно вместо причитания и слез поэма завершается реквиемом гимном в его честь. Ни один человек не может пройти равнодушно мимо его могилы. Вся «Песня» это гимн честному, могучему душою и телом, не знающему сомнений русскому богатырю. Поэт как будто хочет сказать устами человека XVI века: «Да, были люди в паше время...»
Под стать Степану Парамоновичу его жена Алена Дмитриевна. О ее красоте мы уже узнали из слов Кирибеевича, о красоте же душевной свидетельствует ее поведение в ответ на домогательства Кирибеевича. «Государь ты мой, красно солнышко», обращается она к мужу. Не боится она смерти лютой, а боится немилости законного супруга своего и просит защитить ее.
...Я убил его вольной волею, А за что, про что не скажу тебе, Скажу только Богу единому.
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать...
Наивысшую оценку со стороны Белинского поэма заслужила за ее художественность и народность: это «создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько народное». «Поэт вошел в царство народности, как полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество». Главное очарование поэмы, которым неосознанно пленяются и самые младшие читатели, в ее историческом колорите, в народном духе и строе, в поэтичности. Не увлекаясь обилием исторических реалий, поэт подчеркивает главные приметы времени. Мы видим палаты князя Ромодановского, как бы сами присутствуем в них, наблюдаем чинный обряд, когда подносится чарка меду пенного. Так же мы присутствуем и при других событиях. Эффект присутствия читателя достигается не большим количеством характерных деталей, а атмосферой и духом. Во всем чувствуется взгляд народа, его вкусы и нравственные идеалы будь то боярыня белолицая, обряды, костюмы, утварь того времени, будь то колоритный, пронизанный народным духом язык, плавный белый стих, характерный для русских былин и большинства истинно народных песен. Стихи поэмы Белинский назвал перлами народной поэзии, которыми наиболее полно и верно можно выразить дух и суть русской жизни XVI века.
***