Тема урока: Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений Учитель I категории МОУ гимназии 1 г. Данкова Липецкой области Вишнякова Н.Н.
Укажите предложения с местоимениями 1-го лица единственного числа: 1)Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. 2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи. 3) Познакомился в столовой я сегодня с лампой новой. 4) Мы не пишем грифелем на доске, а коньками пишем мы на катке. Из произведений С. Я. Маршака
Укажите предложения с местоимениями 2-го лица: 1)Что мы сажаем, сажая леса? 2) Стол, за которым ты будешь писать, ручку, линейку, пенал и тетрадь. 3) Школьник, школьник, что так рано ты спешишь сегодня в класс? 4) Я глядела сонным взглядом сквозь туманный абажур. 5) Колеса, колеса, послушный народ, берете вы дружно любой поворот. Из произведений С. Я. Маршака
Местоимение «вы» - это вежливая форма обрамщения к человеку. В речевом этикете существуют понятия: ты - общение и вы - общение, т. е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение «ты», а с другими можем говорить только «вы».
Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения. Т…атр открывается! К началу все готово! Б…леты предл…каются За вежливое слово. - Ка(с,сс)а,выдай мне б…лет! - Ваше вежливое слово! - (У) меня такого нет. - Ах, (у) вас такого нет? (Не) получите б…лет.
Употребление местоимений Вы, Ваш уместно: 1)по отношению к незнакомому, малознакомому адресату; 2)в официальной обстановке обмщения; 3)при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; 4)по отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.
Употребление местоимений ты, твойй уместно: 1)по отношению к хорошо знакомому адресату; 2)в неофициальной обстановке обмщения; 3) при дружеском отношении к адресату; 4) по отношению к равному и младшему адресату.
Разыгрывание по ролям в парах ситуацию обмщения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале и т. п.) - Какую форму обрамщения вы будете использовать? Какие местоимения вам понадобятся? - Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить, будьте любезны) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их. Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они обозначают? Как изменяются притяжательные местоимения? Вежл…вость предпол…газет иску(с, сс)твой человеческого обмщения. В разных языках встреч..ется множествой вариантов вежл…нового обр…мщения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл…вым обр…пением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша вл…деятельность.
Оформление поздравления Дорогой Боря! Поздравляем тебя с Новым годом! Желаем здоровья, счастья, успехов в учебе. Твои друзья Петя и Ваня.
Оформление поздравления Уважаемая Анна Ивановна! С Днем 8 Марта Вас поздравляет пятый класс! Желаем Вам здоровья, счастья, успехов в работе. Ваши ученики.
Оформление поздравления Дорогая бабушка! Поздравляем тебя с днем рождения! Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья! Крепко целуем. Твои внуки Миша и Вася.
Оформление поздравления Ребята, при оформлении поздравления очень важно вежливо обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Анна Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, дорогая мама. Дальше следует само поздравление: поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательны пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учебе, счастья, всего самого хорошего. Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.
Домашнее задание Написать поздравление официальному лицу (учителю, библиотекарю, руководителю кружка) и неофициальному (маме, сестре, бабушке) с использованием личных притяжательных местоимений.