Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников Суслова Л.Н., зав. кафедрой начальных классов МОУ «Гимназия 22 г. Белгорода»
Проект (лат) – брошенный вперёд. совокупность документов, расчётов; предварительный текст документа; замысел, план. Проектирование – процесс создания проекта- прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.
Главная идея метода проекта: Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Группы умений, на которые проектная деятельности оказывает наибольшее влияние: Исследовательские; Коммуникативные Оценочные; Информационные; Презентационные; Рефлексивные; Менеджерские
Исследовательские умения генерировать идеи; выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций
Оценочные умения Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; Структурировать информацию; Сохранять информацию
Презентационные умения Выступать перед аудиторией; Отвечать на незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности; Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения Проектировать процесс; Планировать деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
Межпредметные связи
Тема проекта Выбирается из содержания учебных предметов; Близка и понятна детям, Находится в зоне их ближайшего развития
Длительность выполнения проекта урока; 1-2 недели в режиме урочной-внеурочных занятий при участии родителей.
Виды проектов Творческие Информационные Фантастические Исследовательские
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников Реферат Альбом, газета, гербарий; Журнал, книжка-раскладушка; Костюм, макет, модель, сувенир; Сценарий праздника; Учебное пособие
Критерии успеха работы над проектом Достигнут конечный результат. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. Результат проекта может быть использован другим коллективом. Получено удовольствие от самой деятельности.
Этапы работы Подготовительный Исполнительский Итоговый
Творческий проект учащихся 2 «В» класса Учитель: Суслова Л.Н.
Цель: создание условий для пополнения активного словарного запаса учащихся пословицами и поговорками. Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Время работы: 1 неделя. Режим работы: внеурочнойе время. Участие родителей: поощряется.
Подготовительный этап определение темы; выбор рабочих групп и распределение ролей; определение источников информации, постановка задач; выбор критериев оценки.
Структура проекта Теоретики Мастера слова Исследователи Затейники
Теоретики Создают справочную страничку: собирают теоретический материал о пословицах и поговорках
Мастера слова Собирают или создают рассказы, поясняющие смысл пословиц
Исследователи Соотносят русскую пословицу с иностранной
Затейники Придумывают задания для игр
Основной этап разработка проекта (сбор и уточнение информации) Учащиеся Самостоятельно работают с информацией, анализируют и синтезируют идеи. Оценивают результат работы Учитель Наблюдает и консультирует
Заключительный этап Защита проекта Ученики выступают перед одноклассниками и жюри