Анализ евангельского и андреевского Иуды
История создания рассказа Иуда Искариот Находясь после смерти жены на Капри в гостях у Горького, Андреев сообщил ему замысел рассказа об Иуде, возникший под впечатлением стихотворения А. Рославлева Иуде: - -Я хочу писать об Иуде,-еще в России я прочитал стихотворение о нем- не помню чье,- очень умное…что ты думаешь об Иуде? ( Из очерка М.Горького о Л. Андрееве). Вот распят он, но лик его судьбы Не возбудил кровавой жажды мщенья. Рабы стоят и смотрят, как рабы. Ты проклял их...(Рославлев Иуде)
Из очерка Горького о Л.Андрееве …У меня в то время лежал чей- то перевод тетралогии Ю.Векселля Иуда и Христос, перевод рассказа Т. Гедберга и поэма Голованова, -я предложил ему прочитать эти вещи. -Не хочу, у меня есть своя идея, а эта меня может запутать. Расскажи мне лучше- что они писали? Нет, не надо, не рассказывай… Дорогой он рассказал содержание Иуды, а через три дня принес рукопись.
Иуда Искариот- одно из величайших произведений русской и мировой литературы Иуда Искариот- одно из величайших произведений русской и мировой литературы Автор о рассказе: …нечто по психологии, этике и практике предательства. Тема предательства в то время витала в воздухе. Это было связано с крахом первой русской революции и разоблачением провокаторов (самый знаменитый- Евно Азеф, руководитель организации эсеров), но в рассказе она приобрела метафизический характер и не была прямо связана с событиями того времени. Иуда Искариот является символическим произведением, и его нельзя понимать буквально.
Образ Иуды в Новом Завете Лишен положительных качеств; Предатель в абсолюте; Поступок Иуды страшнее, чем безумие толпы, пославшей на казнь Иисуса; Предает только ради денег; Лишен конкретных человеческих черт; Не вызывает сочувствия и осуждается за предательство.
Образ Иуды у Л.Андреева
Что узнали об Иуде из повести? Как к нему относились люди? Почему у него не было детей? Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
Андреевский Иуда- живой человек. Портрет героя. Во внешности Иуды все двойственно: странный череп, точно разрубленный с затылка; лицо, одна сторона которого подвижна, с морщинками, другая- плоская и застывшая; разные глаза- один черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. Голос имел переменчивый…то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины.
Портрет героя. Какое значение он имеет для понимания смысла повести? Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может неси добро.
Противоречия в характере и поступках Иуды Положительное: Любит Христа; Предает не из-за денег; Бросается защищать Иисуса от толпы; Хочет любить любовью деятельной в отличие от других; Хочет спасти Христа; Материнская нежность К Христу; Отрицательное: Презирает людей, мать, отца, жену. Ворует деньги из казны; Ждет благодарности от него; Становится провокатором и предателем; Проверяет силу Христа; Ревность, приводящая к преступлению;
Кого пытается спровоцировать Иуда? Мысли Иуды:…когда иудеи увидят страдания Христа в железных руках римских солдат, они поднимут восстание и свергнут власть римлян и фарисеев. Пойдут ли люди защищать Иисуса? Т.е. проверить любовь людей к нему.
Что вы знаете об этой картине? Как она связана с повестью?
Поцелуй Иуды
Поцелуй Иуды. О чем свидетельствует этот эпизод? Между Ииусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают: Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда. Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.
Два варианта исхода этого эксперимента, по мнению Иуды: Первый вариант: если толпа спасет Иисуса и пойдет за ним, то предательство Иуды будет оправдано и послужит благой цели. Второй вариант: если толпа не спасет Иисуса, тогда для кого учение Христа? Для трусливых людей, оставивших в беде своего Учителя? Тогда и сам Иуда не предатель. А цель оправдывает средства!
Путь к Голгофе. Иисус перед синедрионом
Иисус перед Понтием Пилатом Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса?
Избиение Иисуса. Где находится Иуда? Что чувствует? Где находятся любимые ученики?
Иисус идет на казнь.
Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих Распни так же громко, как и Осанна. Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте. Иуду ожидают за его грех страшные испытания и жестокая участь. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал. Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо? Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.
А не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства?
Человек не может не верить. Иначе – его душа искажена. Самые важные жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру. С ней связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает. В.А.Сухомлинский с болью отмечал: Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение душ… от потери веры. Становиться неверующим ни во что – это же страшно. Не верить в добро! Не верить в святыни! Значит, не верить самому себе!".
Суд Иуды над учениками Христа Оправдания учеников: Что могли мы сделать? Я обнажил меч, он сказал- не надо Кто не повинуется ему, тот идет в геенну огненную; Он сам хотел этой жертвы. Его жертва прекрасна; Он грех всех людей взял на себя; Как могли мы убить всех врагов? Учитель не велел убивать. Если бы все умерли, кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение? Обвинения Иуды: Как вы позволили? Где же была ваша любовь? Кто любит, тот не спрашивает, что делать?; И ты послушался? Разве понимает он что-нибудь в людях? ; Отчего ты не пошел? Зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить ее в огонь?; Разве есть прекрасная жертва? Где жертва, там и палач, и позор для всех! Вы на себя взяли весь грех! Разве не от тебя начнется род предателей? Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв? Что такое правда в устах предателя? Разве не ложью становится она?
Люблю Иуды. Верите ли вы в любовь Иуды?Люблю Иуды. Верите ли вы в любовь Иуды? Не правда: К любви примешана злоба. Правда: Бросает деньги в лица первосвященника и судей; Обвиняет в предательстве других, которые не взяли оружие, чтобы спасти Христа; Он верен до конца, что Христос совершит чудо и избавит себя от страданий; Мечтает стать любимым учеником; Сам лишает себя жизни…Я иду к нему!
Идея рассказа Автор намеревался не оправдать предательство, но выставить напоказ иные, не столь явные, но типичные его формы. Героями его рассказа стали именно "другие" - ученики Христа, его апостолы, которые, как "кучка напуганных ягнят" теснились и разбежались перед воинами, пришедшими взять учителя. В "день мести", свой последний земной день, Иуда пришел к ним, чтобы обличить и приравнять к холодным убийцам-первосвященникам. Так проясняется главная идея рассказа: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, - тоже предатель. Апостол Фома неловко оправдывает себя и других: "Подумай, если бы все умерли, то кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение, если бы умерли все - и Петр, и Иоанн, и я?" - "А что такое сама правда в устах предателей?" - резонно и гневно парирует Иуда 9. И грозно пророчествует дальнейшую историю христианского учения, все глубже погрязающего во лжи: "Любимый ученик? Разве не от тебя начнется род предателей, порода малодушных и лжецов? Слепцы, что сделали вы с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!"
Какая связь существует между логикой Иуды и поколением русских революционеров? В 1917 году произошел переворот в России. Согласно этой логике, Ленин, например, призывал к поражению Россию в первой мировой войне. Он рассуждал так: если в результате поражения в стране наступит хаос, в ней начнется революция. В результате революции победит социализм и все будут счастливы! Если этого не произойдет, значит, и России никакой не надо, пусть все прахом летит! Цель оправдывает средства! Но Андреев-то, напротив, своим рассказом доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. И он заставляет своего Иуду не торжествовать победу, а повеситься…
Проблемный вопрос: Почему об этом произведении забыли? Случайно ли это? Представьте на секунду, что Иуда из Кариота- хороший человек. И даже не просто хороший, а более того- лучший, самый хороший, ближайший к Христу. Задумайтесь…Страшно. Страшно, потому что не понятно, кто тогда мы, если он хороший.
Суд истории
Я хочу, чтобы Вы достойную дорогу жизни выбрали для себя! Я хочу, чтобы Вы стали настоящими людьми! Я хочу, чтобы Вы всегда почитали своих родителей! Я хочу, чтобы Ваши сердца были благодарны тем, кто вел Вас по дороге школьной жизни! Я хочу, чтобы благополучен был ваш Дом! Пусть в нем царит взаимопонимание и доверие! Я хочу, чтобы был мир, здоровье каждого, душевное и физическое благополучие.
1. Какое впечатление на вас произвела повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»? О чем она? 2. Каковы идея, композиция повести? 3. Как представлен в повести конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими»? 4. Разверните тезис М. Волошина на примере повести: «Только имея под собой твердую почву во всенародном мифе, художник может достичь передачи тончайших оттенков своего чувства и своей мысли».
1. Особенности неореализма Л. Андреева. 2. В чем своеобразие андреевского подхода к изображению Иуды как библейского героя? 3. Как вы понимаете выражение «иудин грех» и что нового внес в осмысление этой темы Л. Андреев? 4. В чем суть конфликта повести? 5. Кого Л. Андреев называет «другими»?
Домашнее задание: Подготовить рабочие материалы к сочинению: Тема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».