Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы
Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки, бесстрашно прыгающие с ветки на ветку. Найдите в тексте предложение с причастным оборотом. Объясните знаки препинания.
Земля! Наша планета уникальная и неповторимая, другой такой нет. Когда Ю. Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая!», а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков». Земля – наш дом, дом всего человечества. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин) «Обширна и многообразна родившая нас страна» (И. Соколов-Микитов) «Счастье – это быть с природой…» (Л. Н. Толстой)
Оглянись, человек! Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля. Но беды природы – это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы. Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими. Экология – наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете. Учёные предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремлённый труд. (По Н.Реймерсу) В каком стиле написан данный текст? - В чём заключается тревога учёного? - К кому обращается учёный? - Кто, на его взгляд, может помочь беде?
- А теперь подумаем над тем, к кому вы сможете адресовать свои суждения? Товарищам, одноклассникам. - Как вы обратитесь к сверстникам, говоря о любви к природе и необходимости беречь её? Друзья! Дорогие одноклассники! - С каким вопросом можно обратиться, чтобы начать работу? Сформулируйте вопрос. Любишь ли ты природу? Знаешь ли ты, как чудесна, как прекрасна природа родного края, природа земли? Приходилось ли тебе задумываться над тем, как прекрасна земля и её природа?
1.Вступление. 2. Тезис (основная мысль). 3. Аргументы (доказательства): а)………; б)………; в)………. 4.Вывод.
1.Тезис,отвечающий первой части темы. (Люби природу) 2. Аргументы, взятые из жизни класса, школы. 3.Тезис, отвечающий второй части темы. (Охраняй природу) 4. Аргументы, ориентированные на деятельность сверстников. 5. Выводы. Структура сочинения-рассуждения публицистического характера.
Не есть ли красота отражение человеком природы, подобно познанию? И я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утрами и звёздными ночами, студёным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, - представил, что наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет больше человека - глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния. В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем и вмиг утратилась, исчезла бы её красота. Ибо нет человека - красота не может отразиться в нём. Для кого она? Для чего она? …Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком красота в природе. Ю.В.Бондарев