Как образуются понятия
Основные логические приемы формирования понятий
Анализ - - мысленное разделение объекта на сос- тавные части или выделение признаков объекта. Когда ребенок разбирает игрушку, он проводит своеобразный анализ – ему интересно, как устроена игрушка.
Синтез - - мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. Ребенок, собирающий игрушку из ее частей, проводит своеобразный синтез.
Сравнение - - мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование - - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существен-ные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение - - мысленное объединение однородных объектов. Класс – это совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку. Примеры классов: класс устройств ввода информации; класс растений и т.д.устройств ввода информации растений
Круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный Это апельсин или мандарин? Это не яблоко
Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии Познавать новое, иметь учителя, иметь интерес к учебе, быть исполнительным, обязательным и воспитанным, помогать отстающим. Хороший ученик Ученик Познавать новое, иметь учителя. Любой ли отличник является хорошим учеником?
Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия. овощи животные
Виды понятий Общие Единичные Пустые или нулевые дом еда Марс Земля русалка фея дракон Понятия (по объему )
Вывод: Для выделения отдельных признаков требуется произвести …, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части или отдельные признаки; а затем осуществить обратную операцию - … (мысленное объединение) частей предмета или отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься ( … ) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует … или сопоставление предметов. Понятие формируется на основе … существенных признаков, присущих классу однородных объектов.
Формирование понятия Микрофон Монитор Web-камера Принтер Сканер Мышь Клавиатура Колонки Системный блок 1. Анализ 2. Синтез 3. Сравнение 4. Абстрагирование
5. Обобщение
Задачи: Какое из понятий «последовательность» или «множество» аналогично понятию «класс»? На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? Чем кончается день и ночь? Чем кончается лето и начинается осень?
Загадки Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это? Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. Что это?
Найди закономерность и продолжи последовательность: а, б, в, г, … а, в, д, ё,… Анна, Борис, Валентина, Геннадий,… о, д, т, ч, п,… Москва, Абакан, Норильск, Киев,…
Решите задачу: Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля, 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
Домашнее задание Выучить все понятия. Какие числа закодированы кругом, треуго- льником, квадратом и прямоугольником, если верны равенства: : 9 = += 8 3 *= =