Изучение этических концептов на уроках развития речи в 6 и 9 классах (на примере концепта «СЧАСТЬЕ»)
Задачи исследования: выявить уровень сформированности лингвокультурологических знаний и умений учащихся 6 и 9 класса на основе осмысления и переживания ими гуманитарно значимого концепта «счастье»; выявить уровень сформированности лингвокультурологических знаний и умений учащихся 6 и 9 класса на основе осмысления и переживания ими гуманитарно значимого концепта «счастье»; разработать учебный лингвокультурологический сценарий изучения концепта «счастье» в 6 и 9 классах, на основе которого осуществляется концентрический подход в изучении базовых концептов русской культуры, суть которого в многократном целенаправленном возвращении к одному и тому же концепту на различных этапах обучения; разработать учебный лингвокультурологический сценарий изучения концепта «счастье» в 6 и 9 классах, на основе которого осуществляется концентрический подход в изучении базовых концептов русской культуры, суть которого в многократном целенаправленном возвращении к одному и тому же концепту на различных этапах обучения; разработать систему лингвокультурологических задач комплексного типа (языковых и речевых), нацеленных на моделирование личностного концепта «счастье» как варианта индивидуального знания (системы личностных смыслов, координирующих с системными значениями слова - имени концепта); разработать систему лингвокультурологических задач комплексного типа (языковых и речевых), нацеленных на моделирование личностного концепта «счастье» как варианта индивидуального знания (системы личностных смыслов, координирующих с системными значениями слова - имени концепта); разработать систему интегрированных уроков развития речи (русский язык, литература) для 6 и 9 классов на основе концепта «счастье». разработать систему интегрированных уроков развития речи (русский язык, литература) для 6 и 9 классов на основе концепта «счастье».
Констатирующий эксперимент ЧТО С НЕЮ, С МОЕЙ ДУШОЙ? (Е.А. Баратынский)
Целесообразность эксперимента Цель: определить уровень сформированности лингвокультурологической компетенции шестиклассников и девятиклассников как один из показателей их лингвокультурологического сознания. Задачи констатирующего эксперимента: Определить содержание внутренней (душевной) жизни ученика как человека чувствующего (анализ вербальных ассоциаций). Определить содержание внутренней (душевной) жизни ученика как человека чувствующего (анализ вербальных ассоциаций). Установить ценностные предпочтения учащихся в сфере чувств. Установить ценностные предпочтения учащихся в сфере чувств. определить уровень сформированности метафорических способностей учащихся 6 и 9 классов; определить уровень сформированности метафорических способностей учащихся 6 и 9 классов;
Учебный сценарий изучения концепта счастье в 6 и 9 классах 6 класс – период наивного реализма Счастье и судьба в русских пословицах. Народное представление о счастье как об удаче, успехе или случае. Народно-поэтическая «формула счастья». Счастье и несчастье. Счастье и зависть. Почему русские не хватают удачу за хвост? Метафорические образы счастья. 9 класс – начало эпохи познания связей, осознания причин и следствий Призвание как счастье. Счастье как этическая категория. Концептуальные модели счастья в пространстве русской культуры: 1)эпикурейская, 2)гедоническая, 3)стоическая, 4) концепция контраста, 5) нигилистическая, 6) пассионарная.
Формирующий эксперимент Система уроков развития речи в 6 и 9 классе на основе концепта «счастье»
Система уроков в 6 классе. Освоение понятийной и образной составляющих концепта «счастье» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1. «КАК СЧАСТЬЕ МЕДЛЕННО ПРИХОДИТ, КАК СКОРО ПРОЧЬ ОТ НАС ЛЕТИТ!» (К. Батюшков). Моделирование словарного и метафорического портрета концепта «счастье». УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1. «КАК СЧАСТЬЕ МЕДЛЕННО ПРИХОДИТ, КАК СКОРО ПРОЧЬ ОТ НАС ЛЕТИТ!» (К. Батюшков). Моделирование словарного и метафорического портрета концепта «счастье». УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 2. «СИНЯЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ». Создание лингвокультурного этюда на основе прецедентных текстов концепта «счастье». УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 2. «СИНЯЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ». Создание лингвокультурного этюда на основе прецедентных текстов концепта «счастье». УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3. «СЧАСТЬЕ НАШЕ – ЛИШЬ ЗАРНИЦА» (Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ). Создание сочинения-рассуждения о счастье на основе диалога с прозаическим и поэтическим текстом. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3. «СЧАСТЬЕ НАШЕ – ЛИШЬ ЗАРНИЦА» (Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ). Создание сочинения-рассуждения о счастье на основе диалога с прозаическим и поэтическим текстом.
Система уроков в 9 классе. Осознание счастья как общечеловеческой ценности. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1. Создание лингвокультурного этюда «Памятник счастью» на основе его образной составляющей. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1. Создание лингвокультурного этюда «Памятник счастью» на основе его образной составляющей. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 2. Диалог с поэтическими текстами как вариантами концептуальных моделей счастья. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 2. Диалог с поэтическими текстами как вариантами концептуальных моделей счастья. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3. «СЧАСТЬЯ НЕТ И НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ?» (А.П. Чехов) Создание эссеистического текста-рассуждения на основе концепта «счастье». УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3. «СЧАСТЬЯ НЕТ И НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ?» (А.П. Чехов) Создание эссеистического текста-рассуждения на основе концепта «счастье».
Контрольный эксперимент Итоговые творческие работы на тему «Что такое счастье?»
Выделенные темы: 1. счастье – благополучие семьи и близких, друзей, гармония в отношениях с ними. 2. счастье – любование природой, красотой окружающего мира. 3. счастье – любовь к человеку противоположного пола. 4. счастье – материальные приобретения и возможности. 5. счастье – самореализация. 6. счастье = радость, удача. 7. счастье – гармония во всех сферах жизни.