Формирование экологической культуры учащихся на уроках и внеклассной работе Матюхина Наталья Михайловна учитель начальных классов школа-гимназия имени академика Е. Букетова район Шал акына г. Сергеевка 2007 г.
" Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что к ней приложил заботу он, ребенок" В.А. Сухомлинский
"Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни". В. А. Сухомлинский
Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе способность воспринимать и чувствовать ее красоту умение бережно относиться ко всем природным компонентам
ЦЕЛЬ : формирование у учащихся представления о необходимости гармонизации отношений человека и Природы. ЗАДАЧИ : Формирование эмоционально-положительного отношения к природе. Усвоение учащимися знаний по экологии природных систем. Формирование навыков исследовательской и практической деятельности в природе. Формирование представлений о культурных традициях и народных промыслах, связанных с природой. Освоение приемов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к природным объектам.
Экологическое воспитание школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета, рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры
Уроки литературного чтения Учитель имеет большие возможности для формирования у младших школьников экологической культуры. Рассматриваемые картины природы (литературный пейзаж) анализируются не как некий фон, а имеют разнообразное смысловое значение.
Литература традиционно близко связана с миром природы. Писатели демонстрируют поэтические формулы мира природы, образцы красоты, глубокого и тонкого ее восприятия. Например, в творчестве Ч.Айтматова любовь к родной природе сочетается со знаниями о ней и ее пониманием. Писатель убежден, что природа оказывает огромное воздействие на человека. К.Г. Паустовский в своих произведениях провозглашает бескорыстное отношение к миру природы. И им ставилась проблема охраны окружающей природы еще в 50-х г.г. У писателей-натуралистов - В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова - прослеживается связь природы и человека в этом мире. Они увлекательны, познавательны и высокохудожественны. Уроки литературного чтения
На уроках познания мира для формирования экологической культуры часто можно использовать стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды. Поэтическое произведение воспевает красоту и величие природы, способствует глубокому формированию чувства любви к природе. Задания к стихотворениям позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе. Вот один из примеров - использование на уроке в 3 классе, стихотворения С. Викулова при изучении темы: "Вода. Охрана воды": Послушайте! Речушка вдоль околицы текла. Негромкая… Но мы ее любили,- Она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зеленая, и хвощ болотный вылез… Как будто люди целью задались Убить ее И своего добились. Уроки познания мира
Так, в учебниках "Русский язык" 2-4 классов (автор Р.Т.Мендикинова, С.А.Никитина) очень много упражнений, которые имеют экологическую направленность. Выполняя их, дети невольно погружаются в мир взаимоотношений человека и природы. На этом уроке дети проявляют свое творчество при написании рассказов на ту или иную тему, показывают свое отношение к тому или иному объекту. Например, при написании изложения на тему "Лесной дом", им необходимо доказать почему нельзя губить деревья, почему нужно беречь лесной дом и природу? Уроки русского языка
На уроках математики вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражение в текстовых задачах. В них раскрываются вопросы заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и преумножения природных задач. Так в учебнике математики 3 класс (автор Т.К.Оспанов, Ш.К.Курмалина и др.) предложена следующая задача: "Трое мальчиков нашли 250 грибов. Петя с Мишей нашли 86 и 75 грибов. Сколько грибов нашел Олег?" В ходе работы над задачей решаются вопросы правильного сбора грибов, значение грибов для обитателей леса. Уроки математики
педагогическая диагностика уровня ее развития целенаправленное общение учащихся с природой организация разнообразной экологической деятельности учащихся систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры использование искусства в процессе развития экологической культуры организация мыследеятельности и смыслотворчества учащихся в процессе экологического образования и воспитания создание ситуации успеха диалогичность общения организацию рефлексивной деятельности взаимодействие педагогов и родителей Основные направления эколого- педагогической деятельности учителя:
познавательная, познавательная, трудовая, трудовая, художественно-эстетическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, коммуникативная, спортивная, спортивная, туристско-краеведческая, туристско-краеведческая, ценностно-ориентационная и т. д. ценностно-ориентационная и т. д. Виды и формы педагогической деятельности
практические занятия, экскурсии, уроки экологии, игровые тренинги, игры- путешествия, викторины, творческие экологические конкурсы, интеллектуальные игры. Формы обучения и воспитания (используемые в своей практике)
"Пусть зима будет доброй!" Форма внеурочной работы (экологический проект) "Знакомые незнакомцы" "Новогодняя красавица"
Презентацию подготовила Глазкова С. И. Спасибо за внимание