В результате конкурсного отбора определены победители: Приоритетный национальный проект в части выявления инновационных школ, лучших учителей и талантливой молодежи практически завершен 5350 представителей талантливой молодежи 10 тысяч лучших учителей страны 3000 образовательных учреждений реализующих инновационные образовательные программы 2
3
В конкурсных мероприятиях, включенных в перечень отбора талантливой молодежи приняли участие более 500 тысяч человек На конкурс лучших учителей было подано заявок В конкурсе общеобразовательных учреждений приняли участие каждая восьмая школа Передачей власти гражданским экспертным организациям Открытостью и прозрачностью конкурсных процедур Демократичными способами выдвижения участников Конкурсы, проходящие в рамках ПНПО, как и сам проект по своим масштабам приобретают национальный характер Новизна конкурсных технологий – основная особенность проекта Демократичность всех конкурсных процедур была обеспечена четким соблюдением ряда условий: 4
что происходят не отдельные частные, а общесистемные положительные эффекты, касающиеся всего российского образования за счет оказания на него стимулирующего воздействия в форме поддержки лидеров Основной итог первого года реализации ПНПО состоит в том, 5
Одним из наиболее важных социальных эффектов конкурса в рамках ПНПО, зафиксированным при проведении мониторинга, явился рост доверия к власти, к тем мерам государства, которые направлены на поддержку и развитие общего образования Позитивные результаты конкурса обусловили рост интереса к ПНПО, в связи с чем местные органы управления прогнозируют существенный рост активности во второй год реализации конкурса, рост конкуренции, большую сложность экспертизы 6
(%) Конкурс образовательных учреждений явился мощным стимулом множества изменений в системе образования Распределение мнений представителей регионов о том, какие процессы в системе образования были простимулированы в связи с проведением конкурса образовательных учреждений 43,4 46,1 78,9 38,2 69,7 88,2 55,3 18,4 оформление лицевых счетов школ создание и регистрация органов школьного самоуправления разработка программ развития школы регистрация общественных организаций переработка и устранение замечаний в Уставах школы активизация инновационной деятельности школ-участников конкурса подготовка образовательных учреждений к участию во втором этапе конкурса другое 7
Конкурс помог преодолению межведомственных барьеров, объединению всех организационных региональных ресурсов Во всех 89 субъектах Российской Федерации конкурс проходил под руководством Координационных советов, созданных при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации К проведению конкурса были подключены органы управления образованием регионального и муниципального уровней, учреждения системы повышения квалификации, общественные организации, СМИ 8 Челябинская область Ульяновская область Белгородская область Новгородская область Ярославская область Костромская область Особенно слаженной и хорошо скоординированной была работа в следующих регионах:
Она обеспечивалась целым рядом условий: Одним из главных принципов конкурса образовательных учреждений, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование», стала его демократичность широтой и открытостью информации о проведении конкурса привлечением в качестве экспертов представителей общественных организаций открытостью и прозрачностью конкурсных процедур демократичностью выдвижения участников 9
эффективное взаимодействие органов управления образованием с представителями исполнительной власти регионов на всех этапах проведения конкурса слаженный, системный, командный стиль работы органов управления образованием Основные факторы успеха региональных конкурсов глубокое понимание социальных и образовательных эффектов проекта организаторами конкурса 10
Наиболее значимые эффекты в ходе реализации национального проекта «Образование» проявились в использовании новых управленческих механизмов управления развитием образования 3. Национальный проект способствовал созданию стимулов для введения в регионах новой оплаты труда 2. Активно определяются новые подходы к аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений 1. У управленцев всех уровней формируется новое представление о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценке 11
12
Не вполне ясными в существующем механизме остались вопросы: 1) о допустимости установления в регионах квот на число победителей от муниципальных территорий; 2) об условиях участия и возможности победы в конкурсе негосударственных и ведомственных общеобразовательных учреждений; 3) об усилении критериальных требований отбора в части обязательного предъявления на конкурс претендентами инновационных образовательных программ; 13
4) об участии в конкурсе 2007 года учреждений- победителей 2006 года; 5) о порядке информирования участников конкурса о прохождении или конкурса с момента подачи документов и до заключительного этапа; 6) о необходимости и достаточной степени участия общественных организаций в проведении экспертизы; 7) уточнить перечень тех документов, которые подаются образовательными учреждениями в целях минимизации конкурсной документации. Не вполне ясными в существующем механизме остались вопросы: 14
В планируемом инструктивном письме Минобрнауки «О совершенствовании механизма конкурсного отбора лучших учителей, образовательных учреждений и талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г.» в целях уточнения правил и порядка конкурсного отбора лучших учителей следует предусмотреть: 15
разъяснения некоторых позиций конкурсного отбора, в частности: разъяснения по правомерности использования муниципальных квот на поощрение учителей; - уточнение по вопросам использования экспертов и консультантов по вопросам общего образования при проведении общественных экспертиз; - по представлению позитивной динамики учебных достижений за последние 3 года по предметам учебного плана, рассчитанных меньше, чем на 3 года (например, химия); возможность участия в конкурсе преподавателей (такова запись в трудовой книжке), реализующих общеобразовательные программы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также четко определить возможность участия в конкурсе руководящих работников учреждений, ведущих преподавательскую работу по общеобразовательным предметам. 16
Требуют переработки с учетом опыта 2006 года как «Правила присуждения премий для поддержания талантливой молодежи», так и рекомендации к ним Следует особо тщательно пересмотреть «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи на 2007 год» с целью значительного сокращения и увеличения за счет этого региональных квот В настоящее время завершается перечисление победителям денежного поощрения 17
Это предельно сжатые сроки, отпущенные на организацию и проведение торгов Трудности, с которыми сталкиваются как школы, так и регионы в целом: Недостаток финансовых возможностей (транспорт и др.) для приобретения необходимого школе оборудования Недостаток финансовых возможностей для обеспечения доставки, размещения полученного оборудования, его установки и охраны Сложность с привлечением на торги заинтересованных организаций 18
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО «О совершенствовании механизма конкурсного отбора лучших учителей, образовательных учреждений и талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году» В предлагаемом инструктивном письме должны занять особое место проблемы финансового сопровождения конкурса и грамотного расходования средств государственной поддержки 19
Начало изменения системы управления всех уровней, повышения степени ее мобильности, ориентации на решение задач развития образования и постепенный переход к открытым, демократическим механизмам управления стали одним из важнейших позитивных эффектов реализации первого этапа национального проекта 20
21