Урок развития речи. Учимся писать сжатое изложение Русский язык 7 класс Милютина Н.В.
Цели урока: Повторить пройденный материал Научиться сжимать текст Научиться создавать вторичный текст на основе исходного
« Это подлинник », - с уважением говорим мы о картине или скульптуре. Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи? Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (107 сл.) (По Е. Каменевой)
Тип речи: Опорное слово: Описание детали Повествование события Рассуждение мысли
Алгоритм: 1. Читаем текст 2. Находим микротемы 3. Находим опорные слова 4. Строим предложения, используя опорные слова 5. Соединяем микротемы, образуя текст 6. Редактируем текст
Обдумаем содержание. 1 абзац. 1.« Это подлинник », - с уважением говорим мы о картине или скульптуре. 2. Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. 3. Но почему люди все- таки стремятся в музеи и картинные галереи? (39 сл.)
Выделим слова. 1 абзац. 1. « Это подлинник », - с уважением говорим мы о картине или скульптуре. 2. Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. 3Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи?
Вариант сжатия 1 абзаца: Картину и скульптуру уважительно называют подлинником. С творчеством художников можно познакомиться по репродукциям, но люди стремятся в музеи. (18 сл. – 39 сл.)
Обдумаем содержание. 2 абзац. 1. Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. 2. Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4. Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. 5. Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (67 сл.)
Выделим слова. 2 абзац. 1. Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. 2. Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4. Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. 5. Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника!
Вариант сжатия 2 абзаца: Важно формировать правильное отношение к искусству. Художник не просто рисует, он вкладывает в изображаемое свои чувства. Встреча с произведением искусства – это встреча с создателем. Копия не передает очарование подлинника. (29 сл. – 67 сл. )
Вариант сжатого текста: Картину и скульптуру уважительно называют подлинником. С творчеством художников можно познакомиться по репродукциям, но люди стремятся в музеи. Важно формировать правильное отношение к искусству. Художник не просто рисует, он вкладывает в изображаемое свои чувства. Встреча с произведением искусства – это встреча с создателем. Копия не передает очарование подлинника. (47 сл. – 107 сл.)
Домашнее задание: Написать текст сжатого изложения, используя материал исходного текста 2
Выводы: Повторили пройденный материал Научились выделять главную и второстепенную информацию в тексте Научились сжимать текст Увидели, что вторичный текст частично утратил свойства исходного текста