Использование педагогических технологий в образовательном процессе Фукс Валентина Михайловна
Учебные технологии Учебные технологии – это оптимальная деятельность учителя, учащихся и их совместная деятельность на уроке. Анализ сущности учебных технологий позволяет сделать следующие выводы: смысл учебной технологии состоит в предварительном планировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения; в отличие от методических разработок урока, ориентированных на учителя, учебные технологии ориентированы на учащихся и нацелены на обеспечение успешного усвоения их собственной деятельности; центральной проблемой учебных технологий является обеспечение достижения целей обучения путем развития личности, постановки целей самим учеником, объективного самоконтроля за качеством усвоения учебного материала; выбор учебных технологий определяется целями образовательного учреждения, требуемым уровнем усвоения знаний, умений и навыков, квалификацией учителя, базовой подготовкой учащихся.
Классификация учебных технологий Общие много- функциональные Учебные технологии Личностно- ориентированные Системно-дидактические, предметно-методические технологии Технологии управления Развивающее обучение Проблемное обучение Игровые технологии Программированные технологии Компьютерные информационные технологии Коммуникативные технологии Педагогическое содружество Дифференциация, уровневая дифференциация Индивидуально-групповые, Коллективные технологии Лекционная, семинарская зачетная технологии Авторские технологии Шаталова, Лысенкова Анопашвили Мотивационная технология Деятельностная технология Организационая технология Диагностическая технология Технологии творчества (лицеи, гимназии)
Не все технологии надо вводить в образовательное учреждение (ОУ). Чтобы ввести технологию, необходимо знать критерии требований к каждой из них: Критерий технологичности – любая технология должна удовлетворять психолого-педагогическим требованиям. Критерий концептуальности – вводим только те технологии, которые отвечают требованиям нашего образовательного учреждения. Критерий системности – технология начинается с элементов, выходит на отдельные блоки, потом формирует систему. Критерий управляемости (коллективные формы). Критерий целостности (мое – на всю жизнь) – у каждого учителя есть своя отработанная технология. Критерий эффективности – должен быть алгоритм замера. Наукой можно назвать то, что можно измерить. Инновации в образовательных технологиях Инновация – введение новых стабильных элементов (новшеств) в любую систему, в результате чего система переходит в новое прогрессивное качественное состояние. Эта инновация эффективная. Инновационный процесс бесконечен. Если ОУ внедряет инновационный процесс, то она находится в стадии развития, если не внедряет, то находится в стадии функционирования.
Инновационный процесс в технологиях образования прапор Промежуточные задачи Конечный результат Методы обучения 1. Объяснительно-иллюстративный метод Начальные условия П у т и р е а л и з а ц и и 2. Программированный метод прапор Конечный результат Начальные условия ? ? П у т и р е а л и з а ц и и
3. Эвристический метод прапор Конечный результат Начальные условия ??? 4. Проблемное обучение прапор Конечный результат Начальные условия ??? ?? 5. Модульно – проектный метод Конечный результат ? ??? ??
Режимы обучения Ребенок Система обучения 1) Интраактивный режим: Ребенок сам черпает из системы 2) Экстрактивный режим: Лекция 3) Интерактивный режим:
Структура образовательных технологий 1) Традиционные методики: учебный период: урок – начало и конец цикла технологии. методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, вид контроля: контрольные и самостоятельные работы без диагностики, формы обучения: беседа, лекция, рассказ, технология Простейшая Коррекция Контрольная работа Обобщающее повторение Закрепление И Н М Задачи И Н М модель урока: Изучение Нового Материала
2) Блочно-модульная технология (Эрдниев и Шаталов): учебный период: блок уроков, методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, формы обучения: беседа, практикум, вид контроля: тесты без обработки результатов, самостоятельная работа по конспекту, контрольная работа модель урока: И Н М, конспект на блок Закрепление Коррекция, статистика Контрольная работа Обобщающее повторение по всей теме Самостоятельная работа по конспекту Программированное обучение- рабочая тетрадь для всех, до автоматизма доводится знание стандарта
3) Цельно-блочная технология (Капица): учебный период: блок уроков, методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный, формы обучения: лекция, зачет, семинар формы контроля: контрольная работа, Самообразование Коррекция с повторением и консультацией Контрольная работа Мощное обобщение с повторением Закрепление И Н М модель урока:
4) Интегральная технология (Эрдниев): учебный период: блок уроков, методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный, модульно-проективный, формы обучения: семинары, практикумы, зачеты, тесты, непрерывное отслеживание и планирование результатов, многопрофильная и многоуровневая психологизация и компьютеризация образовательного процесса, модель урока Вводное повторение Самообразование + жесткий контроль + большой объем заданий И Н М (основной объем, его должны взять все). Сразу дается весь материал + домашнее задание Коррекция, ученик сам ищет ошибки Контроль, ошибки не исправлять Обобщающее повторение Развивающее дифференциальное закрепление по выбору учащихся И Н М с дополнительным объемом Закрепление, тренинг-минимум – до автоматизма простые задачи