"Мотивация учения - основное условие успешного обучения" педсовет Устьянского образовательного округа
Основная цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учения» и закреплению представлений о формировании мотивационной сферы обучающихся.
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения». 2. Используя практический опыт учителей, закрепить знания о приемах формирования мотивационной сферы учения.
План проведения 1. Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах. 2. Обоснование выбора темы. 3. Краткие теоретические сведения по проблеме (глоссарий темы). 4. Возрастные особенности мотивации школьников. 5. Практикум «Формирование мотивационной сферы». 6. Диагностика мотивационной сферы учащихся и педагогов. 7. Формирование мотивации на различных этапах урока (мастер-классы). 8. Рефлексия педсовета. Принятие решения.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский
МОТИВАЦИЯ – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
МОТИВ Приводить в движение, толкать – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Виды мотивов: Социальные: … Познавательные: …
Уровни мотивов широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); стремление личности через учение утвердить свой социальный статус; узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд;
Уровни мотивов мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими; широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов;
Уровни мотивов учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов; мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.
Мотивы учения внешние (мотивы обучения)внутренние (мотивы учения) осознанные (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию) неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях) реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения) мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)
Самостоятельность – определение объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.
Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Компоненты активности: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и др.
Ступени отношения школьника к учению отрицательное: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям; безразличное: наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов; положительное: устойчивость мотивов, умение ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, поиск нестандартных приемов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Изучение мотивов определение и уточнение целей обучения выявление возрастных возможностей мотивации изучение исходного уровня мотивации (чтобы судить об изменениях) изучение превалирующих мотивов (ведущие в учебной деятельности) изучение индивидуальных особенностей мотивации анализ причин изменения мотивации (недостаточный уровень развития мотивационной сферы, низкая обученность, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость) формирование должных мотивов (в ходе учебно- воспитательного процесса в контексте решения всех других задач) оценка достижений и планирование дальнейших действий
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ» Практикум
Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Мотив учения Смысл учения Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Учет возрастных особенностей школьников Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) Формирование адекватной самооценки учащихся Выбор действий в соответствии с возможностями ученика
Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Постановка целей Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Выбор средств, адекватных цели Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Создание ситуации успеха
Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Эмоции, интерес Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности Эмоциональная речь учителя Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Применение поощрения и порицания Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Нестандартные форма проведения уроков Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
Проект решения педагогического совета: 1. В практической деятельности взять за основу выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося. 2. Использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также достижения современной науки по формированию мотивации. 4. Учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников. 5. Рассмотреть на заседаниях ОМО учителей-предметников инновационные технологии, способствующие повышению мотивации учения, такие как «технология учебного проектирования», «технология деятельностного метода», «технология портфолио ученика» и т.д. 6. Мотивировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся через пополнение медиатеки и предоставление возможности свободного выхода в Интернет.
Список рекомендованной литературы: 1. Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии» 2. Д.Г. Левитес «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит» Воронеж: НПО «МОДЭК», В.И. Петрушин « Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя» М.: Педагогический поиск, 2001
Желаем всем больше методических находок! Будьте активными и успешными педагогами!