Музыка. Послушай: музыка вокруг. Она во всём – в самой природе. И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны, Раскаты грома, звук капели, Птиц несмолкаемы трели Среди зелёной тишины. И дятла дробь, и поездов гудки, Чуть слышные в дремоте, И ливень – песенкой без слов Всё на одной весёлой ноте… М. Ивенссен
Импрессионизм В 1874 году происходит событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие искусства, - первая выставка французских живописцев, возвестивших о рождении импрессионизма.
Основателем импрессионизма в музыкальном искусстве стал КЛОД ДЕБЮСИ. Возникнув в среде художников, импрессионизм как направление вскоре захватил скульпторов, а затем и композиторов.
ДЕБЮССИ (Debussy) Клод (полное имя Ашиль Клод) (22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле 25 марта 1918, Париж), французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Родился в небогатой буржуазной семье без музыкальных традиций. Рано проявив музыкальные способности, в 1872 поступил в Парижскую консерваторию, где проучился до В летние месяцы годов Дебюсси работал домашним пианистом в доме фон Мекк(покровительницы П. И. Чайковского) и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не Чайковского).
На окончание консерватории Дебюсси представил кантату «Блудный сын» на библейский сюжет. Это произведение принесло ему Римскую премию почетную награду для молодых композиторов. В Дебюсси жил в Риме на вилле Медичи; согласно регламенту премии, он должен был использовать это время для сочинения крупных вокально- симфонических произведений. В Дебюсси жил в Риме на вилле Медичи; согласно регламенту премии, он должен был использовать это время для сочинения крупных вокально- симфонических произведений.
Раннему Дебюсси свойственна тенденция к преодолению романтической гармонии 19 в. с ее напряженными тяготениями; гармония Дебюсси это, прежде всего средство для создания атмосферы, в которой непринужденно разворачиваются мелодические линии. Первым произведением, в котором его эстетические идеалы воплотились в полной мере, стал оркестровый «Прелюд к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894). Изысканность оркестровки и естественная пластика развертывания тем, достигнутые в этой небольшой по объему пьесе, беспрецедентны для европейской музыки. В летний полдень Фавн отдыхает, играя на свирели и наблюдая за танцующими нимфами засыпает. «Я хотел бы умереть, слушая Прелюдию к «Послеполудню Фавна», - признавался Морис Равель, считавший это произведение поэмой радости и света.
В сочинялись «Образы» для оркестра три произведения, в которых запечатлены звуковые «образы» трех стран: Англии («Жиги»), Испании («Иберия») и Франции («Весенние хороводы»). Особенно удалась трехчастная сюита «Иберия», где колоритным и веселым крайним частям («По улицам и дорогам» и «Утро праздничного дня») противопоставлен непревзойденный по деликатности и изяществу «ноктюрн» средней части («Ароматы ночи»).
В сонатах для виолончели и фортепиано, флейты, альта и арфы (обе 1915), скрипки и фортепиано (1917) Дебюсси возвращается к несколько суховатому типу письма, напоминающему о традициях французской музыки 1718 веков и вместе с тем предвосхищающему тот сдвиг в сторону неоклассицизма, который наступил во французской музыке после Первой мировой войны. Дебюсси умер от рака, не успев довести до конца запланированный цикл из 6 сонат для разных составов. Дебюсси внес неоценимый вклад также в фортепианную и камерно- вокальную музыку. Первые значительные фортепианные произведения Дебюсси «Бергамасская сюита» (в 4 частях), сюита «Для фортепиано» (в 3 частях) характеризуются сочетанием мягкого лиризма с ироничной стилизацией под рококо.
С вами вникал в мир впечатляющей музыки Дебюсси Попцов Дмитрий Александрович