Музыкальный портрет Башкортостана
Салават Юлаев Впереди Салавата молва, В выдровой шапке его голова. Сколько лет ему было, спросите, Было лет ему - двадцать и два. Едет войско, округа дрожит, Путь его вдоль Узеня лежит. Щит надежен, без промаха стрелы. В страхе враг с поля боя бежит. Я могучей рукой натяну И спущу тетиву, как струну. О, какие дела мы вершили, Защищая родную страну! Наш Урал - над скалою скала, А на скалах - гнездовье орла. Не ликуйте, что нет Салавата, Салаватова сила жива. Впереди Салавата молва, В выдровой шапке его голова. Сколько лет ему было, спросите, Было лет ему - двадцать и два. Едет войско, округа дрожит, Путь его вдоль Узеня лежит. Щит надежен, без промаха стрелы. В страхе враг с поля боя бежит. Я могучей рукой натяну И спущу тетиву, как струну. О, какие дела мы вершили, Защищая родную страну! Наш Урал - над скалою скала, А на скалах - гнездовье орла. Не ликуйте, что нет Салавата, Салаватова сила жива.
Башкирские народные музыкальные инструменты Курай, кубыз, думбыра Курай, кубыз, думбыра
. Курай Среди музыкальных инструментов башкирского народа самым распространенным и известным является курой. Башкирский народ выражает через курой свое отношение к жизни, боль и радость. Сведения о курае дошли до нас из глубин веков. Башкиры говорят: "Как себя помним, так и курой помним". О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия "Звенящие журавли", исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю. Об этом же свидетельствуют упоминания о курае в древних башкирских эпосах "Акбузат", "Кара юрга", "Заятуляк и Хыухылу" и др. По древним поверьям башкир от самого страшного существа, шайтана можно было избавиться игрой на курае.
Курай (А. Игебаев) Когда я слушаю Курай, То радость льётся через край. Неприхотлив и невелик Курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу, Домой с собою унесу. И только дуну в свежий срез, - Как зашумит уральский лес. И зажурчит наверняка, В ней мелодичная река. Держу курой… В родном краю Я песни звонкие пою.
кубыз Кубыз - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана. Кубыз - один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита. О появлении кубыза среди башкир в народе сложена легенда: "Однажды бедный пастух Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и танцевала под его кубыз…" В легенде говорится об инструменте из дерева, но в прошлом в Башкортостане изготавливали кубыз из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Думбыра Среди музыкальных инструментов башкирского народа наряду с кураем и кубызом особое место занимает думбыра. Думбыра - струнный щипковый музыкальный инструмент. У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный. Длина около 800 мм. Имеются три жильные или металлические струны. Во время игры ударяют пальцами одновременно по струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, а верхняя - мелодическая. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас. Сведения о думбыре дошли до нас с древнейших времен. В ХIII- ХYIII веках думбыра считалась неотъемлемой частью башкирских сэсэнов, потому что кубаиры и поэтические части эпических произведений исполнялись в сопровождении думбыры.
Праздник плуга- Сабантуй!
Загир Гарипович Исмагилов - башкирский композитор, народный артист СССР и РБ, лауреат Государственной премии. М.Глинки, член Союза композиторов СССР (1942), профессор, первый ректор УГИИ. Загир Гарипович Исмагилов - башкирский композитор, народный артист СССР и РБ, лауреат Государственной премии. М.Глинки, член Союза композиторов СССР (1942), профессор, первый ректор УГИИ.
Опера З. Исмагилова «Акмулла» Опера Загира Исмагилова «Акмулла» была написана в 1985 г Опера Загира Исмагилова «Акмулла» была написана в 1985 г Совместно с автором либретто кур аистом и актером И. Дильмухаметовым, З. Исмагилов старался приблизить содержание оперы к реальным фактам из жизни поэта, придать им достоверность и правдивое изображение, в этом им помогали архивные документы, а также поэтическое наследие Акмуллы: стихи, афоризмы, двустишия, рубаи. Совместно с автором либретто кур аистом и актером И. Дильмухаметовым, З. Исмагилов старался приблизить содержание оперы к реальным фактам из жизни поэта, придать им достоверность и правдивое изображение, в этом им помогали архивные документы, а также поэтическое наследие Акмуллы: стихи, афоризмы, двустишия, рубаи. Премьера оперы «Акмулла» состоялась в сентябре 1996 года и была приурочена к 80-летию композитора. Премьера оперы «Акмулла» состоялась в сентябре 1996 года и была приурочена к 80-летию композитора.
МУЗЕЙ М. АКМУЛЛЫ филиал Национального музея РБ на родине поэта в д.Туксанбаево Миякинского р-на РБ в 1981 к 150-летию со дня его рождения. Национального музея Национального музея
Уфа-столица Башкортостана Уфа-столица Башкортостана
Тыуган ерем - Миякэм! Тыуган ерем - Миякэм!
Р. Бикбая «Заветное слово» Я сызмала знаю заветное слово – Оно согревало в пути; Оно мне не раз и не два помогало На горы крутые взойти. Я сызмала знаю заветное слово – Оно согревало в пути; Оно мне не раз и не два помогало На горы крутые взойти. Я сызмала знаю заветное слово, Живыми лучами слепя, Все думы народа, все песни народа То слово вобрало в себя. Я сызмала знаю заветное слово, Живыми лучами слепя, Все думы народа, все песни народа То слово вобрало в себя. Слова остальные заимствуют щедро Его удивительный свет. Богат мой язык, но второго в нем слова Подобного этому нет. Слова остальные заимствуют щедро Его удивительный свет. Богат мой язык, но второго в нем слова Подобного этому нет. Его унижали, секли, распинали, Но, к битве напутствуя стан, Звенело на Флангах, Гремело над цепью Заветное – Башкортостан! Его унижали, секли, распинали, Но, к битве напутствуя стан, Звенело на Флангах, Гремело над цепью Заветное – Башкортостан!