Урок – исследование Урок – исследование Тема : «Имя прилагательное в тексте» Тема : «Имя прилагательное в тексте»
«Человек не создаёт язык, «Человек не создаёт язык, но открывает его, как но открывает его, как открывают новый материк». открывают новый материк». Э. Аветян. Э. Аветян.
Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры лягушек, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах. Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры лягушек, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.
Внимательно прочитайте текст. Внимательно прочитайте текст. Какова тема данного текста ? Какова тема данного текста ? Что пытается передать автор этим текстом ? Что пытается передать автор этим текстом ? Какова его основная идея ? Какова его основная идея ? Объясните выражение «хоры лягушек». Объясните выражение «хоры лягушек». Как вы его понимаете ? Как вы его понимаете ?
Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Попробуйте определить тему и идею данного текста. Попробуйте определить тему и идею данного текста. Почему они схожи? Почему они схожи? Подумайте, чем же отличается первый текст от второго ? Подумайте, чем же отличается первый текст от второго ? Почему второй текст полнее, образнее раскрывает содержание ? С помощью слов какой части речи это достигается ? Почему второй текст полнее, образнее раскрывает содержание ? С помощью слов какой части речи это достигается ?
Вспомните: Вспомните: Что вы знаете о прилагательном ? Что вы знаете о прилагательном ? Приведите примеры этой части речи. Приведите примеры этой части речи. Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные ? Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные ? Какая часть речи шагает рядом с прилагательным ? Какая часть речи шагает рядом с прилагательным ? Что вместе образуют эти части речи ? Что вместе образуют эти части речи ?
Задание по группам: 1 группа: выписывает словосочетания с 1 группа: выписывает словосочетания с прилагательными, уточняющими прилагательными, уточняющими значение существительных, значение существительных, определяющими их. определяющими их. 2 группа : выписывает словосочетания с 2 группа : выписывает словосочетания с прилагательными,помогающими прилагательными,помогающими нарисовать живую картину нарисовать живую картину действительности действительности
- Как вы понимаете - Как вы понимаете выражение «звонкие выражение «звонкие сумерки»? сумерки»? - Какой термин можно - Какой термин можно применить к применить к прилагательному прилагательному «звонкие»? «звонкие»? - Приведите примеры - Приведите примеры эпитетов, встретившихся эпитетов, встретившихся вам в тексте. вам в тексте.
Эпитет ( греч. «приложение» ) - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Физкультминутка Отдых наш – физкультминутка, Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места! Занимай свои места! Раз – присели, два – привстали, Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали. Сели, встали, сели, встали. А потом пустились вскачь, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч! Будто мой упругий мяч!
«Затон» - вдавшийся в берег «Затон» - вдавшийся в берег речной залив; речной залив; «Заводь» - небольшой залив в «Заводь» - небольшой залив в реке с медленным реке с медленным течением. течением.
Работа творческих групп ( сочинение – миниатюра) 1 группа Тема: «Листопад» 1 группа Тема: «Листопад» 2 группа Тема: «Пробуждение 2 группа Тема: «Пробуждение рассвета» рассвета» 3 группа Тема: «Осенний лес» 3 группа Тема: «Осенний лес»
Итоги урока: - Что вы сегодня нового узнали ? нового узнали ? - Что нужно для - Что нужно для хорошей, правильной, образной речи? хорошей, правильной, образной речи?