БИЦ - новая модель школьной библиотеки Руководитель БИЦ : Колерова Дина Александровна
Информатизация Потребности пользователей Профессиональные требования к библиотекарю Видовой и содержательный состав фонда Технология и организация всех библиотечных процессов, в том числе обслуживания Библиотечное дело 21 век
Социальная роль библиотек Советские годы идеологическая роль 21 век информационная и образовательная роль 19 век – начало 20 века просветительная роль Информационная функция : удовлетворить информационные потребности читателя, сделать доступной для него информацию Образовательно - просветительная функция : ознакомление пользователей с документами, информацией содействует образованию, просвещению Социально - информационная роль ( сбор, хранение, предоставление документов, содержащихся в них информации ) + Коммуникативная роль ( передача культурных ценностей из поколения в поколение ) БИЦ
Актуальность создания БИЦ
Библиотечно - информационный центр ( БИЦ ) БИЦ является структурным подразделением МБОУ « Средняя общеобразовательная школа 3 », обеспечивающим учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями и информационными материалами образовательный процесс.
БИЦ руководствуется Уставом школы, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации « Об образовании », Федеральным законом « О библиотечном деле », Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами государственных органов управления образованием по вопросам, отнесенным к их компетенции, распоряжениями исполнительных органов Тульской области, Положением о БИЦ.
Деятельность БИЦ школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. Не допускается цензура, ограничивающая право читателей на свободный доступ к библиотечным фондам.
БИЦ МОУ « СОШ 3» Библиотека : единиц хранения Медиатека : 86 экземпляров медиапродукции Читальная зона Книгохранилище Абонемент Компьютерная зона Видео - зона Сайт школы
Виртуальное отделение БИЦ на базе сайта школы
Основные источники получения информации для школьников
Цель: Создать условия библиотечно-информационными средствами для получения качественного образования в единой информационно- образовательной среде МБОУ « СОШ 3 ».
Обеспечить участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся – бесплатный доступ к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно – информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (DVD, CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
Задачи: Сбор, накопление, обработка и систематизация информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами и информационными запросами пользователей. Организация режима сохранности фонда информационных ресурсов, ведения необходимой документации по учету фонда и обслуживанию пользователей в соответствии с установленным порядком. Полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, сотрудников и других категорий пользователей, установленных в правилах пользования БИЦ школы, в соответствии с информационными потребностями пользователей. Совершенствование работы БИЦ на основе внедрения современных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной информационной среды. Формирование библиотечно-информационной культуры, обучение пользователей современным методам поиска и отбора информации, привитие навыков пользования книгой. Осуществление взаимодействия с подразделениями школы, общественными организациями, с библиотеками и информационными центрами региона с целью обмена информацией и накопления собственного банка информации для более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Информационная функция : Поддерживает и обеспечивает реализацию целей, сформулированных в образовательной программе школы. Организует различные формы повышения уровня библиотечно - информационной культуры для всех групп пользователей. Образовательно - просветительная функция : Предоставляет информацию на различных видах носителей всем участникам образовательного процесса. Организует различные формы распространения педагогической и образовательной информации для всех групп пользователей. Коммуникативная функция : Развивает системы образовательных коммуникаций. Выполняет тематические, адресные и другие библиографические справки, составляет по запросам списки литературы, проводит библиографические обзоры, организует книжные выставки. Основные функции БИЦ
Инновационные методы библиотечно - информационного обслуживания читателей Дифференцированное обслуживание Индивидуальное обслуживание Групповое обслуживание
БИЦ выдает во временное пользование печатные издания и другие документы из библиотечного фонда. Оказывает консультативную помощь в поиске и выборе документов.
Расширяет ассортимент библиотечных услуг, повышает их качество на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации информационных процессов.
Обеспечивает комплектование фонда в соответствии с учебными планами и образовательными программами школы. Приобретает учебную, научную, периодическую, справочную и художественную литературу и другие виды изданий. Самостоятельно определяет источники комплектования фондов.
Изучает степень удовлетворения спроса пользователей, с целью корректировки комплектования и приведения в соответствии состава и тематики фонда с информационными потребностями. Анализирует обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями.
Осуществляет учет, размещение и проверку фонда, обеспечивает его сохранность и режим хранения, регистрацию и другое в соответствии с нормативными документами. Ведет систему библиотечных каталогов и карточек на традиционных с целью полного библиографического раскрытия фондов.
Организует для учащихся занятия по основам библиотечно- библиографических знаний. Прививает навыки поиска информации, применения ее в образовательном процессе. Внедряет передовую библиотечную технологию с целью повышения качества работы библиотеки и изучения интересов пользователей.
В информационно-педагогической среде, которую представляет собой БИЦ, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.
Самостоятельная работа в БИЦ
Учителя в БИЦ получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, для создания самодельных средств творческой деятельности самого учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий.
Специфика сотрудника БИЦ предполагает не только проведение достаточно механической работы: обработки новых поступлений, составления актов поступления и убытия книг, заполнения каталогов и картотек, дневника читателя, написания планов, отчетов и пр., но и организацию широкой воспитательной работы, индивидуальное обслуживание читателей самого разного возраста: от шестилетних ребятишек до широкой возрастной палитры педагогического коллектива.
Сотрудник БИЦ с помощью компьютера с периферией (принтер, модем и др.) ведет учет библиотечного фонда, обработку статистических данных; составляет, изменяет и тиражирует основные документы (справки, планы, отчеты, библиографические списки), использует в своей работе информацию, подготовленную в национальных библиотечных центрах и полученную посредством телекоммуникационной связи.
Сотрудник БИЦ организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей