Современный педагог Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное в обучении и воспитании. А. Дистервег
Четыре составляющих современного педагога: Социальная сензитивность - умение улавливать социальный заказ Новый уровень компетентности: научиться поддерживать любого ребенка, создавать для каждого атмосферу защищенности и психологического комфорта (педагог – тьютор) тьютор Высокий уровень саморегуляции Педагогическая эмпатийность
Профессиональная компетентность педагога Компетентность – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые были приобретены педагогом благодаря обучению. Компетентность можно рассматривать как возможность установления связи между наличными знаниями и требованиями ситуации, как умение- способность в определенных условиях найти действие, адекватное проблемной ситуации
Компетентности, которыми должен владеть педагог аналитическая компетентность компетентность в области научных знаний научно-информационная коммуникативная компетентность компетентность в саморазвитии компетентность в области педагогического проектирования
Перед педагогом стоят следующие задачи: развитие у детей продуктивного мышления, умений учиться, умений быть свободными, делать ответственный выбор, владеть инструментальными навыками коммуникации; разработка и внедрение прозрачных форм контроля качества образования; обучение детей на уровне международных стандартов
Вопрос для обсуждения Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: какова главная педагогическая функция педагога в современной Школе? Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений
Основа педагогического труда Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования личности Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессом воспитания призван учитель Чем отчетливее учитель понимает свою главную функцию, тем больше самостоятельности, свободы, инициативы предоставляет он своим ученикам
Основа педагогического труда Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «Майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство» Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог Сердцевина педагогического труда – в управлении всеми процессами, которые сопровождают становление человека
Вопрос для обсуждения Какие функции составляют основу управленческой позиции педагога? (попробуем перечислить основные подфункции функции управления)
Функции управления «Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда». Марк Твен Аналитическая функция («Сильным и опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд». В. А. Сухомлинский ) Диагностирование («Чтобы педагогика могла воспитывать человека во всех отношениях, она должна и знать его во всех отношениях». К. Д. Ушинский )
Функции управления «Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда». Марк Твен Прогнозирование («Педагог, не умеющий заглядывать вперед, не понимающий к чему он стремится, уподобляется путнику, бредущему наугад». И. П. Подласый ) Целеполагание («Дела управляются их целями. То дело называется великим, у которого велика цель». А. П. Чехов ) Планирование («Хорошо спланированное – наполовину сделанное». Народная мудрость )
Функции управления «Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда». Марк Твен Организационная функция Контрольно – оценочная функция Коррекционная функция Информационно - коммуникационная функция Мотивационная функция
Педагогические способности Аналитико – прогностические Организаторские Дидактические Проектные Коммуникативные Научно – познавательные Исследовательские Психологические
Характеристика развивающейся личности Проявляет способность и стремление к рефлексии собственной деятельности Стремится к поиску обратной связи Включается в дискуссии Много читает Самостоятельно управляет своим профессиональным развитием (определяет, чему надо учиться и находит возможности для обучения)
Характеристика развивающейся личности (продолжение) Быстро адаптируется в новых условиях Не боится риска и ответственности Положительно относится к нововведениям Проявляет веру в свои силы и возможности
Мастерство как интегральное качество Все в нашем педагогическом деле, в конечном счете решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству… Ю. П. Азаров
Мастерство как интегральное качество «Разве можем мы полагаться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых учителей? И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? И можем ли мы строить воспитание в расчете на талант? Нет. Нужно говорить о мастерстве, т.е. о действенном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» А. С. Макаренко