Иллюзия - обман зрения или хорошо зашифрованная картина Автор: Аленичева Настя,7А класс Руководитель: Лазутина С.А. МОУ СОШ с.Троекурово
Анализ ситуации Мы привыкли доверять собственному зрению, однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не существует. В такие моменты мы сталкиваемся со зрительными иллюзиями – ошибками зрительного восприятия. Сами ученые создали немало обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности человеческого глаза.
Цель работы: Систематизация знаний по иллюзиям и приобретение опыта по созданию иллюзионных картин. Задачи исследования: изучить теоретический материал по данной теме; найти примеры использования иллюзий в искусстве, в математике; провести исследование, показывающее ограниченность способности наших глаз; сравнить восприятие иллюзий взрослыми и детьми; создать собственные иллюзорные картины;
"...не верь глазам своим!" Козьма Прутков ИЛЛЮЗИЯ - (франц.) видимость, мнимое, обманчивость, обман чувств. Оптические иллюзии – это, попросту говоря, оптический обман нашего мозга.
Иллю зии Распозна вание образа Соотно шение фигур и фона Двойствен ные Зрительное искажение Иллюзии цвета и контраста Кажущиеся фигуры Искажение размера Невозмож ные фигуры Перевер тыши Иллюзия движения
Двойственные Картины, на которых можно увиделть не один предмет, а несколько.
Зрительное искажение Когда предметы кажутся не такими, какие они на самом деле.
Зрительные искажения – когда предметы кажутся не такими какие они есть на самом деле. На самом деле круг ровный. На самом деле круги на одной прямой. На самом деле линии прямые
Иллюзии цвета и контраста Когда одинаково раскрашенные предметы видятся по-разному.
Искажение размера Иллюзия, заставляющая усомниться в истинных размерах объектов
Восприятие размера – когда размер кажется меньше или больше положенного. Какая из девушек толще, а какая тоньше? На самом деле они одинаковые. Эти мороженные одинаковые.
Кажущиеся фигуры Когда фигуры, которых на самом деле нет видны.
Кажущиеся фигуры – это фигуры на самом деле которых нет. На самом деле нет никакого куба, это лишь набор отдельных кусков Куда направлены стрелки во внутрь или на ружу?
Невозможные фигуры Фигуры, не существующие в природе, существуют в нашем воображении.
Невозможные фигуры – фигуры не существующие в природе, но существующие в нашем воображении. Сколько здесь элементов? 4 или 6? Это не возможно?!?!
Перевертыши Картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.
Перевернутые фигуры – картины при переворачивании «превращаются» в другие изображения. Кто это гном или баба Яга? Старуха или принцесса?
Распознавание образа Когда в обычной картине можно увиделть другие образы.
Соотношение фигур и фона. Когда одна фигура является фоном для другой
Соотношение фигур и фона Кто здесь - девушка или саксофонист? Что это- лица или кубок? Найдите здесь Наполеона и его семью.
Иллюзия движения В этом случае вроде бы статистическое и неподвижное изображение как бы оживает и начинает двигаться.
Череп или балерина
Таинственный рыцарь Три возраста
Великая паранойя Иесус в Иерусалиме
Иллюзии глазами детей и взрослых Вывод: дети обладают большей способностью точнее определять на глаз горизонтальные расстояния, чем взрослые.
Иллюзии глазами детей и взрослых дети взрослые всего Участвов авшие Не увидел- ли вазу В про- центах
Иллюзии глазами детей и взрослых Иллюзии глазами детей и взрослых Иллюзию Мюллера-Лайера Учасивовавшие в опросе Дети ВзрослыеВсего Голубой отрезок больше В процентах
«Невозможная» лестница Пенроуза На восприятие взрослых сформированные повседневным опытом стереотипы влияют в большей мере, чем на детей.
Моё творчество
Перевертыши
Заключение Глаз любого человека видит мир одинаково, но восприятие увиделнного – это процесс мышления человека. Поэтому каждый человек воспринимает мир по-своему. И надо уважать мнение каждого. Но образное мышление, воображение можно развивать. И можно, используя в учебном процессе иллюзорные картины, способствовать этому развитию. Это обогатит ребенка и даст возможность увиделть всю многогранность окружающего нас мира. Также это разнообразит досуг, как ребенка, так и взрослого.
Список литературы В мире науки июнь 2004 "Очевидное-невероятное" мире науки июнь 2004 "Очевидное-невероятное" htm htm Дорофеев, Г. В. Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, – С.40. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, – С.31. Шеврин, Л. Н. Математика: Учебник – собеседник для 5 кл. средней школы / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – С.123, 251.