Презентация к конкурсу «Радуга презентаций – 2014» «Петрушка – народная игрушка» Выполнила: Ильина Олеся Викторовна, педагог дополнительного образования,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.
Advertisements

Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Чернореченский Искитимского района Новосибирской области ПОЧЕМУ.
Тема проекта: «Кто такой Петрушка». Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.
Посетившая театр Петрушки Работу выполнила: Квашнина Кристина ученица 10 класса МБОУ «Комсомольская СОШ» Кунгурский район, Пермский край Научный руководитель:
7 класс. Учитель Асоскова И.И.. Особенно любимым народом был театр Петрушки. В XIX веке театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного.
УРОК ПО ФАКУЛЬТАТИВУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» АВТОР: ПАЩЕНКО Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Садковская ООШ Народный театр.
Во время ярмарок, народных праздников на площадях, в театрах разыгрывались кукольные представления.
История кукольного театра Авторы: Исупова Ольга Аркадьевна, педагог дополнительного образования; Харина Елена Юрьевна, воспитатель детского сада Муниципальное.
Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.
Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоские персонажи.
Театр народов мира. Презентация урока мировой художественной культуры выполнена учителем МХК Петровой М.Г. МОУ гимназия г.Арзамас.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЯРМАРКА. А вы знаете, как пахнет свежеоструганное, тёплое дерево ? А крашеная деревянная кукла ? Эта девочка с картины Кустодиева ждала.
Искусство кукольного театра Презентацию выполнила Ученица 9 «А» класса Григорьева Екатерина Проверила Савко В.В.
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
Презентацию составил Презентацию составил учащийся 2 Г класса МБОУ СОШ 2 г. Радужный Владимирской области Киселёв Андрей уч.год.
Бойкий человечек в затейливом колпаке, в кафтане и сафьяновых сапожках поет и приплясывает, подыгрывая на гуслях. Таким в XIV веке изобразил новгородский.
Удивительный мир театра 900igr.net. Цель работы 1) Узнать о происхождении театра. 2) Познакомиться с трудовой деятельностью театра.
«Изготовление перчаточной куклы» Автор: Кузнецова Ганна Викторовна, педагог дополнительного образования МОУ Гимназии 80.
Средняя группа 5 «Земляничка» МКДОУ детский сад 1 «Чайка»
Транксрипт:

Презентация к конкурсу «Радуга презентаций – 2014» «Петрушка – народная игрушка» Выполнила: Ильина Олеся Викторовна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД «Дворец детского творчества» г. Курск, Курская обл. Номинация: презентация по русскому языку и литературе, Направление: литература, народные культура и традиции, Возраст: лет,

История кукольного театра На Руси были известны три вида кукольного театра: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках). Театр марионеток не получил широкого распространения. Популярным был театр Петрушки. Вертеп был распространен в основном в Сибири и на юге России. Марионетки с картины Михаила Хохлачёва Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878 Барочный вертепный театр (Германия, 1704)

Театр Петрушки Первое описание театра Петрушки относит к 30-м гг. XVII в., которую составил немецкий путешественник Адам Олеарий в описание своего странствия в Московию. Олеарий сделал рисунок, по которому можно составить описание Петрушки. Олеарий замечал, что кукольный комедиант всегда находился при медвежьем вожаке, а сами сценки были всегда самого скоромного содержания. Позже поднятая кверху женская юбка с обручем в подоле была заменена ширмой во всяком случае, в описаниях театра Петрушки XIX в. юбка уже не упоминается. русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Были у куклы и другие имена: Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров, а на юге можно было встретить Ваньку Ретатуй, Рататуй, Рутютю. Театр Петрушки возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах. «Мужик, подвязав к поясу женскую юбку с обручем в подоле, поднял ее кверху, юбка эта закрывает его выше головы, он может в ней свободно, двигаться руками, выставлять кукол на верх и представлять целые комедии. В картинке, на переносной юбочной сцене, нетрудно различить дошедшую до нашего времени классическую комедию о том, как цыган продавал Петрушке лошадь». Гравюра Олеария

Театр Петрушки в XIX веке В XIX в. театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного театра в России. Он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (по количеству персонажей обычно от 7 до 20), из шарманки и мелкой бутафории (палки или дубинки-трещотки, скалочки и проч.). Декораций театр Петрушки не знал. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.

Образ петрушки Характерные черты внешнего вида Петрушки большой нос «крючком», смеющийся рот, выступающий подбородок, горб или два горба (на спине и на груди). Кукольник говорил за Петрушку с помощью пищика приспособления, благодаря которому голос становился резким, визгливым, дребезжащим. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой. За остальных действующих лиц комедии кукольник говорил своим естественным голосом, отодвигая пищик за щеку. Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших сатирическую направленность. «Петрушка прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». Даль В.И. Пищик изготавливался из двух костяных или серебряных выгнутых пластиночек, внутри которых укреплялась узкая полоска полотняной ленточки. Традиционным нарядом Петрушки является красная рубаха, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой, на ногах щегольские сапожки. Можно было встретить куклу, одетую в шутовской двухцветный клоунский наряд, воротник и колпак с бубенчиками.

Петрушечиные представления Театр Петрушки имел свое устройство: ширма состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки. В России «водили» Петрушку только мужчины.

Значение образа Петрушки Петрушка представляет собой олицетворение праздничной свободы, раскрепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и слова Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведения и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, помещиков, начальства.

Комедия театра Петрушки Состав действующих лиц комедии достаточно широк и пестр - солдат, барин, цыган, невеста, доктор, квартальный и др. Сохранившиеся материалы позволяют говорить примерно о 50 персонажах, хотя в действительности у каждого кукольника имелось не более кукол, а в представлении участвовали далеко не все из них. Представление состояло из цепочки встреч - столкновений Петрушки с разными персонажами. Сценки в комедии слабо или вовсе не связаны друг с другом, поэтому порядок их размещения не был строго закреплен и допускал самые различные перестановки, выпадение отдельных сцен и присоединение новых. Традиционными сценами комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе (иногда сцена с квартальным, барином)и финальная сцена.

Привет народ! Не смотри открыв рот. Я Петрушка – ярмарочная игрушка: На дороге рос, по городом хаживал, Да всех людей, заезжих – гостей, радовал. Кому сказку расскажу, Кому две, а кто и сам расскажет мне. А я все заучу да свою историю придумаю, А потом и вас ей побалую.

А коль время развлекаться, Петь плясать и объедаться Коль на ярмарку пришли, Друга, брата привели: Всех я встречу без проблем - Рад на ярмарке я всем! Будем вместе мы играть, Чтобы скуку вон прогнать.

Слушайте внимательно, мой рассказ, друзья Расскажу все тщательно, как создали меня! Я Петрушка – Данилкина игрушка: От макушки до пяты Он лепил меня дня три: Кое-как намазал клеем, Что-то где-то завязал, Прострочил три строчки к ряду, И «Готово» всем сказал. Все равно я самый лучший Получился на ура! Никому и никогда не перещеголять меня! Стихотворение Будыкина Даниила (11 лет)

Литература 1.Даль, В.И. «Иллюстрированный толковый словарь для детей и школьников»// Горбылева К. В.– М.: «Вече», 2010 г. 2.Голдовский, Б П. «Куклы. Энциклопедия», М.: «Время», Зуева Т.В., Кирдан Б.П. «Русский фольклор» - М.: Издательство «Наука», 2002 г. 4.«Петрушка не простая игрушка. Петр Петрович Уксусов» // klopp.ru