Эпитет, сравнение, перифраз, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, олицетворение синекдоха. Анафора, антитеза, градация оксюморон, параллелизм, повтор, парцелляция, эллипсис, эпифора.
Художественное определение – употреблённое в переносном значении ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, реже - наречие. Чёткий воздух свеж и чист. ( М. Волошин ) Там поют соловьи панихиды хрустальные.( А. Вертинский ) Я люблю усталый шелест старых писем …. Морозов царственно - суровых. Эпитет –художественное определение
1. Чаще всего с помощью союзов КАК, ЧТО, БУДТО … Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась. 2. Творительный сравнения - « Лежал закат костром багровым » 3. Обороты с использованием сравнительной степени – « Под ним струя светлей лазури …» Сравнение - приём, основанный на сопоставлении явлений с целью выделить какой - нибудь важный признак.
Метафора – скрытое сравнение. Пустых небес прозрачное стекло. Горит костёр рябины красной. И меркнет звёзд алмазный трепет В безбольном холоде зари. И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. Метафора – перенос значения по сходству.
Сосуд – вместилище : Выпил две чашки Человек – одежда : И вы, мундиры голубые Населённый пункт – жители : Весь город обсуждал это известие. Организация – сотрудники.: Завод принял решение …. Автор – произведение : … бранил Гомера, Феокрита … Метонимия - перенос значений по смежности явлений.
« Отколе умная бредёшь ты голова »?. « Вы заняты делом. А мы - только трутни, Но званьем гордимся своим !! Ирония – противоположное прямому.
Луна хохотала, как клоун … Полночь в моё городское окно Входит с ночными дарами. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы.
Все флаги в гости будут к нам. Швед, русский, колет, рубит, режет … Синекдоха – выражение целого через его часть.
Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз. Мальчик - с - пальчик. Девочка - дюймовочка. Гипербола – преувеличение. Литота – преуменьшение
В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, « пишущий эти строки » вместо « я » в речи автора, « погрузиться в сон » вместо « заснуть », « царь зверей » вместо « лев », « однорукий бандит » вместо « игральный автомат ». Различают логические перифразы (« автор Мёртвых душ ») и образные перифразы (« солнце русской поэзии »). Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения
Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор. Анафора – повторение слов или сочетаний в начале предложения, строки …
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Антитеза – контраст, противопоставление явлений.
Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла. Градация – расположение слов по возрастающей или убывающей значимости
… С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив. И невозможное возможно, Дорога дальняя легка Оксюморон – сочетание противоположных понятий
Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов. И вы не расслышали слов. Параллелизм – параллельное построение смежных фраз, строк.
... Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. В Имеретии. Зимою. Как в Переделкине, как под Москвою. Боюсь гостиниц. Может, потому, Что чувствую, что в номере когда-то Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. Парцелляция - предложение, которое расчленено на интонационно- смысловые речевые единицы
Многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи. Пример: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Многосоюзие - намеренное увеличение количества союзов в предложении
… Традиционное построение предложения : подлежащее, сказуемое и определение, стоящего перед существительным: « Ветер гонит серые облака». Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Капли, падающей с крыши, Быть услышанной – испуг Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! Умолчание - прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, в расчете на догадку читателя.
Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! Эпифора – повторение слова или сочетания слов в конце строки.