Основная образовательная программа начальной школы: содержание, структура, подходы к разработке « Внедрение стандартов начального образования нового поколения: проблемы и перспективы »
сДП Системно- деятельностный подход Требования к образовательным результатам Система оценивания Требования к структуре основной образовательной программе ступени школьного образования 2
«Планета знаний»Предметное содержание, структура, методическое и дидактическое обеспечение УМК в полном объеме соответствует требованиям ФГОС НОО. «Начальная школа 21 век» Программы и средства обучения данного УМК не только не противоречат стандарту НО, но и направлены на успешную реализацию поставленных в нем задач «Перспективная начальная школа» Обучение по УМК «ПНШ» соответствует целям и задачам ФГОС благодаря технологичности комплекта. «Гармония»Все учебники комплекта решают задачи личностного развития младшего школьника «Школа 2100»Учитель, работающий по учебникам системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, действуя привычно – просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий. 3
1. Нормативно- правовое обеспечение ООП 4
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (309-ФЗ от ) Статья 9 (п.1). Образовательные программы 5
Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП в ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения ООП, установленных соответствующими ФГОС. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 6
ФГОС ОО (2009) Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам реализации ООП Цели и задачи ступени Требования к структуре ООП Примерная ООП 1 Примерная ООП 2 Примерная ООП 3 Рабочая ООП НОО 7
Стандарт РЕГЛАМЕНТИРУЕТ: 1) требования структуре ООП ступени, 2) к условиям реализации ООП 3) к результатам освоения ООП Стандарт НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ содержание образования, учебный план, учебные программы по предметам, … 8
Самостоятельность и ответственность ОУ Школы будут ориентироваться на примерные документы, разрабатываемые МОиН РФ и авторскими коллективами НО: Надо уметь сделать и обосновать выбор Обеспечить преемственность (вертикальные связи) Предусмотреть межпредметные координации (горизонтальные связи) Описать технологию достижения запланированных результатов 9
2. Структура ООП 10
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (309-ФЗ от ) Статья 9 (п.6). Образовательные программы 11
Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении? 1. Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. 2. Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО, ВТКП совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно- методического совета ОУ. 3. Рабочая учебная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно-предметных результатов 4. Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании 5. Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ. 12
Образовательные программы ОУ Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего общего образования Образовательная программа школы Программа развития школы ИОП Программа дополнительного образования 13
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ФГОС НОО. Пункт 14 Приказ МОиН РФ 373 от
ООП – «программа программ» Взять за основу примерную ООП, базисный план (проект РАО) и фактически переписать, сделав примерные программы рабочими. ООП – программа действий Все материалы есть «отдельные кирпичики» ООП (построение ООП так, как удобно и качественно для конкретного ОУ) Какая ООП нам нужна и какую мы можем «потянуть»? Два основных варианта 15
1)пояснительная записка; 2)планируемые результаты освоения ООП; 3)учебный план НОО; 4)программа формирования УУД; 5)программа отдельных учебных предметов, курсов; 6)программа духовно-нравственного развития и воспитания; 7)программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8)программа коррекционной работы; 9)система оценки достижения планируемых результатов ФГОС НОО. Пункт 16 Приказ МОиН РФ 373 от
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 2 Учебные предметы классы Количество часов в неделю Всего I IIIIIIV Инвариантная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык –2226 Математика Окружающий мир Искусство (музыка, ИЗО)22228 Технология Физическая культура Итого Вариативная часть (6-дневная учебная неделя) –3339 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе –25 75 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию (6- дневная учебная неделя)
Внеурочная деятельность Направления Классы III III IV Всего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно- познавательное Военно- патриотическое Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность Итого 10 40
Наименование основных разделов ООП НОО Обязательная учебная часть ООП (80%) Вариативная учебная и внеучебная часть ООП (20%) Максимальн ая учебная нагрузка обучающего ся в год 1 Предметные области Учебная часть ООП Пятидневная учебная неделя* 2323 (17 часов/неделя) 581 (5 часов/неделя) 2904 Шестидневная учебная неделя 2323 (17 часов/неделя) 887 (8 часов/неделя) 3210 Внеучебная деятельность Внеучебная часть ООП Пятидневная учебная неделя-1350 (10 часов/неделя)4254 Шестидневная учебная неделя (10 часов/неделя)4560 ИТОГО: Пятидневная учебная неделя Шестидневная учебная неделя Структура объемов учебного и внеучебного планирования основной образовательной программы НОО
20 3. Этапы в разработке ООП (на уровне ОУ) 1. Приказ о разработке ООП. -руководитель рабочей группы; -список участников рабочей группы; - задачи и сроки по разработке проекта ООП. 2. Положените о рабочей группе. 3. Анализ существующей образовательной системы. 4. Разработка проекта ООП НОО.