Тема: Правописание – тся и –ться
Цель: Научить обосновывать правильность выбора орфограммы –тся и –ться при написании глагола. Развивать логическое мышление уч-ся. Воспитывать чувство ответственности за соблюдением орфографических норм литературного языка
Ход урока I Организационный момент а) приветствие учащихся; б) сообщение целей и задач урока;
II Запись в «Словарь корней»: Развитие, развивать (ребёнка), завиваются (кудри) Составить (устно) с этими словами предложения
III Введение нового материала Выразительно прочитать отрывки в учебнике из стихотворений А. Барто -Благодаря какой особенности произношения глаголов на –тся и –ться рифмуются вторая и четвёртая, первая и третья строчки? Запомните: в конце глаголов никогда не пишется –на! Такие конечные буквы возможны лишь в написании имён существительных. Например: курина, птина, синина.
IV Наблюдения на стр Чем определяется выбор -–тся и – ться в глаголах? (Вопросом что делать? – носиться, что делает? – носится)
V Закрепление материала а) При выполнении упражнения 127 формируется умение определять способ действия при выборе написания –тся и –ться: - установить от какого слова зависит глагол; - поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить форму глагола; - вспомнить правило написания(в неопределённой форме ь пишется, в 3-м лице – не пишется ).
б) От слов слеза, лечить, вить, сеять образовать глаголы на –тся и –ться в) Запись под диктовку, ставя перед глаголами –тся и –ться вопрос Графически объяснить написание –тся и –ться Образец: надо (что делать?) надеяться; Он (что делает?) надеется Как аукнется, так и откликнется. От работы руки не отнимутся. Мир освещается знанием. На миру и работа спорится.