Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста Анализ стихотворения С.Есенина «Клён ты мой опавший» Составитель Светлана Валерьевна Боровлёва, учитель МБОУ СОШ 2 г. Амурска
С.А. Есенин. Клён ты мой опавший… Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой ? Или что увидел? Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, примерозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни про метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, вовсю зелёным. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку. 1. Обращаясь к клёну, «примерозившему ногу», лирический герой «очеловечивает» его. Как называется Этот приём?
С.А. Есенин. Клён ты мой опавший… Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой ? Или что увидел? Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, У тон у л в с у гр о бе, пример о зил н о г у. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни про метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, вовсю зелёным. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку. 2. Как называется стилистический приём, заключающийся в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность и рассчитанного на слуховое восприятие образа?
С.А. Есенин. Клён ты мой опавший… Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой ? Или что увидел? Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, примерозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни про метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, вовсю зелёным. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку. 3. Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности?
С.А. Есенин. Клён ты мой опавший… Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой ? Или что увидел? Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, примерозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. 4. Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединённые общей Рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.
С.А. Есенин. Клён ты мой опавший… Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой ? Или что увидел? Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, примерозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни про метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, вовсю зелёным. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку. 5. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Олицетворение 2. Ассонанс 3. Эпитет 4. Строфа 5. Хорей
С.А. Есенин. Клён ты мой опавший… Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой ? Или что увидел? Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, примерозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни про метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, вовсю зелёным. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку. 6. В чём, по вашему мнению, секрет музыкальной выразительности есенинского стихотворения?
С.А. Есенин. Клён ты мой опавший… Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой ? Или что увидел? Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, примерозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни про метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, вовсю зелёным. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку. 7. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?
Использованные ресурсы Открытый банк заданий ГИА по литературе