«Система оценки планируемых результатов» Копотева Г.Л.
Инновационные черты системы оценки Комплексность (предметная, метапредметная, личностная) Комплексность (предметная, метапредметная, личностная) Системность - оценка достижений: Системность - оценка достижений: - обучающихся, - эффективности деятельности педагогических работников, - образовательных учреждений, - образовательных учреждений, - функционирования системы образования в целом. - функционирования системы образования в целом.
Инновационные черты системы оценки Оценка динамики учебных достижений обучающихся; Оценка динамики учебных достижений обучающихся; Разнообразие методов и форм оценивания: Разнообразие методов и форм оценивания: персонифицированные, персонифицированные, неперсонифицированные, неперсонифицированные, стандартизированные, стандартизированные, нестандартизированные, нестандартизированные, творческие работы, проекты, самоанализ и т.д. творческие работы, проекты, самоанализ и т.д.
Система оценки К результатам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач на основе: К результатам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке; системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке; умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности; умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Система оценки К результатам, которые не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: К результатам, которые не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики. индивидуальные личностные характеристики.
Оценка предметных результатов Оценивается не освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно- практических задач. Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Оценка метапредметных результатов Оценивается умение учиться, т.е. та совокупность способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение. УУД
Итоговая работа включает две группы заданий, выполняя которые учащиеся не просто воспроизводят освоенные знания и умения, а применяют их, решая учебно-практические или учебно- познавательные задачи. В первую группу вошли задания базового уровня, в которых очевиден способ решения. В первую группу вошли задания базового уровня, в которых очевиден способ решения. При выполнении заданий второй группы (заданий повышенного уровня), в которых способ решения явно не задан, ученик должен сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения, интегрируя два-три изученных или преобразуя их. Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня ученик должен продемонстрировать не дополнительный объем знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала. При выполнении заданий второй группы (заданий повышенного уровня), в которых способ решения явно не задан, ученик должен сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения, интегрируя два-три изученных или преобразуя их. Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня ученик должен продемонстрировать не дополнительный объем знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.
Итоговая работа включает две группы заданий Задания базового уровня - для среднего ученика 2/3 времени отводится на выполнение заданий базового уровня Задания повышенного уровня - не более одной трети итоговой работы - 1/3 времени на выполнение заданий повышенного уровня Невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. Невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Накопительная оценка Характеризует: динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов
ПОРТФОЛИО для ученика – осознание самого себя, «Какой я?»; для ученика – осознание самого себя, «Какой я?»; для учителя – условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения; для учителя – условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения; для родителей – возможность для совместной деятельности, творчества, прикосновение к процессу становления школьника «от новичка – к ученику». для родителей – возможность для совместной деятельности, творчества, прикосновение к процессу становления школьника «от новичка – к ученику».
Система оценки: портфолио Русский язык Литетатурное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физкультура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1. Выборки детских работ 2. Результаты стартовой диагностики 3. Материалы текущей оценки: оценочные листы, листы наблюдений 4. Результаты и материалы тематических работ 5. Результаты и матери- алы итогового контроля 6. Достижения во внеурочной деятельности
Итоговая оценка складывается из: накопленной оценки оценки за стандартизированные итоговые работы
Выводы о достижении планируемых результатов Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно- практических задач средствами данного предмета. Если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.
Выводы о достижении планируемых результатов Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Выводы о достижении планируемых результатов Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.
Решение педагогического совета о переводе выпускника Принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника; отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника; определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка; определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка; даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения. даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.
Система оценки Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы.
Система оценки результатов освоения ООП Было: Было: Контроль качества образования Контроль качества образования Функция обратной связи Функция обратной связи Стало: Стало: Модель обеспечения качества образования Модель обеспечения качества образования Функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов Функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов
Спасибо за внимание! Институт стратегических исследований в образовании Копотева Г.Л. Копотева Г.Л. 8(499) (499)