Все мы смертные и должны помнить, что только в дружбе, согласии, как единая нация, сможем жить и приносить обоюдную пользу Александр Македонский
Цель: познакомиться и закрепить знания об особенностях культуры и традициях многонационального населения Кубани. Задачи: образовательная – изучение и расширение знаний учащихся о традициях многонационального населения Кубани; развивающая – развитие у учащихся памяти, мышления, навыков анализа, умения обобщать и систематизировать; воспитательная – воспитание толерантного мировоззрения, формирование у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, ответственности за сохранение культурно – исторического наследия малой родины – Кубани.
Краснодарском крае есть этнические поселения, в которых преобладают люди одной национальности, они бережно хранят культуру, язык, традиции и обряды своего народа.
В 1837 году была основана казачья станица Витязевская, которая была оставлена во время Крымской войны (1854). В 1862 году на месте станицы возникло первое в Кубанской области компактное поселение понтийских (черноморских) греков село Витязево. И по сей день понтийские греки составляют значительную часть населения поселка.
Массовое переселение греков на русские земли началось в середине XV века, после нашествия турок и падения Константинополя и продолжалось в ограниченном масштабе вплоть до начала Первой мировой войны. Греки занимались сельским хозяйством, ремеслами, мореплаванием, торговлей, производством кондитерских изделий. Из среды российских греков вышли известные предприниматели, общественные деятели, ученые.
Аул в Туапсинском районе Краснодарского края, входит в состав Небугского сельского поселения с центром в селе Небуг. Население 1,7 тыс. жителей (2002). Аул является местом проживания крупнейшей общины шапсугов народа адыгской группы, коренных обитателей побережья Западного Кавказа.
Субэтнос в составе адыгейского этноса проживают на территории края в аулах Туапсинского района и Лазаревского района г.Сочи. С 1924 по 1945 г. на части территорий современных Туапсинского и Лазоревского районов г.Сочи существовало территориально- административное образование – Шапсугский район. Его население было полностью сельским, насчитывало 3721 человека ( из которых 68% - шапсуги, 20,8% - русские, 7,6% - армяне). В 1945 г. Шапсугский район был упразднен, и его территорию передали Туапсинскому и Лазаревскому районам г.Сочи.
В 208 дворах села Урмия живет 642 человека, большая половина из них – ассирийцы. Рядом с ними гармонично и дружно проживают русские, армяне, греки, украинцы, и другие народности. Первые ассирийцы на Кубани начали обосновываться в начале прошлого века, - несколько семей прибыли в Армавир из села Спурган (район Урмии на северо-западе Ирана), и занимались мелкой торговлей. В 1924 году ассирийцы переселились в небольшой хутор неподалеку от Армавира (в 30 км.), дав ему историческое название - Урмия. В селе и в настоящее время работает ассирийская школа, где потомки древних ассирийцев изучают родной язык, свою историю и культуру.
Ассирийцы говорят на ассирийском языке семитской ветви афразийской языковой семьи. По вероисповеданию – христиане (православные, несториане). По официальным данным, в Краснодарском крае проживает чуть более трех тысяч ассирийцев, в России ассирийская диаспора насчитывает около 15 тысяч, а всего в мире ассирийцев- порядка трех миллионов.
Село Молдаванское основано в 1873 году переселенцами из Бессарабии. Изначально оно называлось Ново- Ивановское. После переселения оно стало называться Молдаванское. В настоящее время в селе проживает 758 молдаван, 34% населения села
Говорят на молдавском языке. Литературный язык не отличается от румынского, однако в лексике и фонетике разговорного молдавского языка, особенно некоторых его говоров, есть различия на уровне локального диалекта. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Краснодарского края проживает 6537 молдаван. Основная миграция молдаван в Краснодарский край приходится на вторую половину XIX века и связана с переселением безземельных крестьян из Бессарабии на Кубань. В настоящее время главная цель приезда мигрантов поиск работы.
Славянск–на–Кубани – город с весьма увлекательной, богатой историей и обширной армянской общиной, населяющей эти места. Первые армянские семьи выходцев из Карса в станице Славянской появились после окончания русско- турецкой войны и Геноцида армян в Турции, где-то в 1918 году. Современная армянская община Славянска-на-Кубани была основана в конце 80-х годов.
Старожильческое население Кубани, среди западных адыгов издавна проживала группа так называемых черкесских армян, или черкесогаев. Говорят на армянском языке армянской ветви индоевропейской языковой семьи. По вероисповеданию – григориане. Во второй половине Х1Х – начале ХХ века, в период геноцида армян в Турции, на Кубани расселяются малоазийские (амшенские) армяне. Следующая значительная волна миграции армян пришлась на 1980 – е годы и продолжатся до настоящего времени. На г. армянское население края насчитывало человека (второе место по численности после русских).
Этнотуристический комплекс казачьей станицы в натуральную величину под открытым небом на Таманском полуострове. Открыт в августе 2009 года. Атамань открыта для всех желающих с весны до поздней осени. Комплекс состоит из нескольких улиц казацкой станицы, на которых каждое подворье представляет отдельную должность, специальность или промысел.
Старожильческое население Кубани (исторически складывалось из двух этнических компонентов – украинского и русского). Как военно-служилое сословие, казаки в 1920-е гг. подверглись репрессиям и в значительной мере смешались с собственно русским населением. В конце 1980-х начале 1990 гг. происходит возрождение и активизация казачьего движения.
Титульная национальность, населявшая Кубань до начала ХХ века. Название ассирийского хутора в Курганинском районе. Откуда прибыли первые переселенцы села Модаванского. Субэтнос в составе адыгского народа. Этническая диаспора г. Славянска-на-Кубани. Этническая станица на Таманском полуострове.