Управление образования администрации Северодвинска МОУ ДОД Детско-юношеский центр 12 открытая городская учебно - исследовательская конференция школьников «ЮНОСТЬ СЕВЕРОДВИНСКА» СЕКЦИЯ ЭТНОГРАФИИ РОЛЬ ПОЛОТЕНЦА – РУШНИКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА (тезисы исследовательской работы) Работа ученицы 10 А класса Мининой Анны Научный руководитель: Пичугина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 23», г. Северодвинск
Цели и задачи исследования Цель исследования – изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре Русского Севера Задачи: 1. рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре Русского Севера; 2. проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки; 3. выявить особенности народной вышивки Русского Севера
Актуальность проблемы Важность и актуальность данного исследования заключается в том, что полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов; оно является необходимым элементом крестьянского быта. Считаю данную тему интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края. Фото из этнографического уголка кабинета русского языка и литературы МОУ «СОШ 23»
Степень научной разработанности проблемы К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а также его функций и эстетической значимости обращались известные учёные: Б.А.Рыбаков В.В.Стасов А.Н.Афанасьев Г.С.Маслова и др. К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а также его функций и эстетической значимости обращались известные учёные: Б.А.Рыбаков В.В.Стасов А.Н.Афанасьев Г.С.Маслова и др.
Методы исследования Намеченная в работе проблематика потребовала особого внимания к методам исследования. Использовались следующие методы: -интеграционный; - исторический метод; - метод научной объективности; - метод личностного подхода; - логический метод Намеченная в работе проблематика потребовала особого внимания к методам исследования. Использовались следующие методы: -интеграционный; - исторический метод; - метод научной объективности; - метод личностного подхода; - логический метод
Что такое РУШНИК? В словаре М.Фасмера «РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ», значит, рушник – оторванный кусок ткани, отрез; Исследователь, академик Б.Рыбаков говорит, что «рушник – изделие глубоко символичное, многозначное. Он по праву считается символическим напоминанием о связи человека с его родом, предками» Фото. Музей народной культуры, Тарнога, Вологодская область
Рушники для родильных и крестильных обрядов Такие рушники несли огромную смысловую нагрузку: младенец появлялся на свет и его заворачивали в полотенце, которое служило символическим оберегом от трудностей жизни. Рушник многоцелевого назначения Каргополье, середина 20-го века
СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ Рушник привезён из Плесецкого района Архангельской области (середина 20-го века) Рушник привезён из Тарногского района Вологодской области (30-е годы 20-го века)
Рушник для обрядов периода сбора урожая Как правило, такие рушники украшены традиционной для Русского Севера вышивкой – КРАСНЫМ ПО БЕЛОМУ. Вышитые символы – РОМБЫ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, СВАСТИКА, ФИГУРА БОГИНИ- БЕРЕГИНИ МАКОШЬ – говорят о том, что полотенце предназначалось для обрядов осеннего сбора урожая. Фото. Музей народной культуры. Тарногский Городок, Вологодская область
Обрядовая роль полотенца - рушника 1. РУШНИК – непременный атрибут всех народных праздников, обрядов; 2. РУШНИК - олицетворение человеческой жизни, символ судьбы, космического пространства; 3. РУШНИК – украшение северной избы, церкви, часовни; 4. РУШНИК – знаменитый символ русского гостеприимства Фото из краеведческого музея г. Великий Устюг, Вологодская область (рушник конца 19 в.)
Орнаментальные мотивы северной вышивки 1. Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В.В.Стасов, отыскавший финские и иракские влияния в вышивке; 2. Ф.И.Буслаев усмотрел азиатское, позднеримское, византийское, германское влияния; 3. Исследователь В.А.Городцов увидел данко- сарматские элементы; 4. Этнограф Е.Н.Клетнёва возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ НА ТКАНИ У СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ ВЫПОЛНЯЛИ ФУНКЦИИ МАГИЧЕСКИХ ОБЕРЕГОВ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ Таким образом оформляли Красный угол в северном доме
Мотивы северной вышивки Зооморфные мотивы Растительные мотивы Геометрические мотивы Культовые (встречаются редко) Бытовые (встречаются редко) Растительный орнамент на рушнике Каргополья
Путешествуя по музеям Архангельской и Вологодской областей
В классном этнографическом уголке На фото: Минина Анна, ученица 10А класса МОУ «СОШ 23»
Заключение Рушник – единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы. До сих пор рушник используется при встрече дорогих гостей, в свадебных обрядах, на праздниках и похоронах.
Список литературы 1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, 7 2. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею, Л., Горбунова Р.В. Русь – синеокая страна, 2007, Голубкова О.В. Образ богини – Матери в традиционной культуре Русского Севера, Петрозаводск, Кожевникова Л. Ткачество Кокшеньги, Вологда, Маслова Г.С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке, Советская этнография, 1970, 6 7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5 февраля, в преддверии Российского Дня Науки, состоялась 12-ая открытая учебно – исследовательская конференция школьников в городе СЕВЕРОДВИНСКЕ. Ученица 10А класса МИНИНА АННА выступила с защитой работы в секции «ЭТНОГРАФИЯ» и заняла 1 место.