Культура речи и языковая норма Орфоэпическая разминка: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
Advertisements

Разряды количественных числительных. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете.
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Морфологические нормы (задание А3). Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЁН.
Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Выполнила: Алпысбаева Т. Преподаватель: Туманова А. Казахский национальный университет.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
- На какой вопрос отвечают порядковые числительные ? - Как изменяются порядковые числительные ? - Что означают порядковые числительные ? - Как употребляются.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Задание А 3 Морфологические нормы - нормы употребления форм различных частей речи.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Подготовила Евсейчик Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Стахановской СОШ 32.
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Имя числительное Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Имя числительное Выполнила ученица 10 класса «А» Кустова Дарья.
Имя числительное Составили уч-ся 8 класса Аношкина Екатерина Коротких Дарья Руководитель: учитель русского языка Смирнова Надежда Эксановна МОУ «Уржумская.
Транксрипт:

Культура речи и языковая норма

Орфоэпическая разминка: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? 1) танцовщица 2) эксперт 3) дремота 4)знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? 1) инструмент 2) зевота 3) вчистую 4) издавна 4. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) балансировать 2) красивее 3) договор 4) издавна

Культура речи- Умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.

Языковая норма - одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.

Норма- это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы: Относительная устойчивость Общеупотребительность Обязательность

Существуют нормы: Лексические Фразеологические Словообразовательные Грамматические (морфологические и синтаксические) Орфографические Пунктуационные Стилистические Орфоэпические (произносительные)

Морфологические нормы- Нормы образования различных частей речи (образование форм родительного падежа числительных, и.п. и р.п. множественного числа существительных, сравнительная и превосходная степень прилагательного)

Образование и склонение порядковых и количественных числительных: Больже жестьдесят рублей; Образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прожеджего времени): Едь быстрее, разожгет костер, начались каникулы.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?); ПОРЯДКОВЫЕ (обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?); Числительные изменяются по падежам; У составных и сложных числительных склоняются все составляющие их части (больже жестидесяти рублей), у порядковых склоняется только последняя цифра (две тысячи одиннадцатого года, тысяча девятьсот девяносто восьмого года).

Собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться: 1. В сочетании с существительными мужского и общего рода (двое друзей); 2. с существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы (двое ножниц); 3. с существительными, обозначающими детеныжей (семеро козлят, трое котят).

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -же: быстрее, решительнее; Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш, - айш: быстрейший, серьезнейший, глубочайший; Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов более, менее: более решительный, менее решительный; Сложная превосходная степень образуется при помощи слов наиболее, наименее, самый: наиболее решительный, наименее решительный, самый решительный.

Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется: С помощью окончаний – ы (-и): опытные аптекари; клапаны; Некоторые существительные мужского и среднего рода имеют окончания – а (-я): города, дома, профессора; Окончания – ов (-ев) при образовании родительного падежа у существительных 2 склонения : пять домов, много помидоров; Окончание –ей у некоторых существительных трех склонений : морей, степей; С помощью нулевого окончания в р.п. образуются большинство существительных 1 склонения и некоторые 2 склонения: корзин, дорог, сапог, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб, солдат. Ошибки: несколько помидор несколько грамм немного апельсин

Основные трудности в образовании глагольных форм: Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Эти глаголы не имеют формы 1 лица. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить. Изобилующие глаголы. Имеют двоякие личные формы: поласкаю – полощу; колыхать, махать, плескать, рыскать, глохнуть. Нормой считается форма колыжет, плещет, рыщет, глохнет. Безличные глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжит, смеркается), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения. Форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса – И и нулевого окончания (в единственном числе) и окончания – ТЕ (во множественном числе) От глаголов несоверженного вида (что делать?) образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов соверженного вида (что сделать?) – будущее простое (поеду).

ПОМНИТЕ! Глагол ЧТИТЬ имеет две формы 3 лица множественного числа: ЧТЯТ, ЧТУТ; У некоторых глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь – ляг (не ляжь!); стереть – сотрем (не стареем!); Различные формы, образующиеся от глаголов ЖЕЧЬ, имеют ЖЖ: ЖЖЕШЬ, РАЗОЖЖЕТ.

Глаголы бывают ПЕРЕХОДНЫМИ, т.е. могут иметь при себе дополнение в В.п. без предлога, и НЕПЕРЕХОДНЫМИ

Источники: Е.А.Влодавская Единый Государственный Экзамен ( поурочное планирование) – М.: Экзамен, 2007