Учтивость в словах и обращениях современного школьника
Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете. Познакомиться с литературой по данной теме. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы. Проанализировать результаты опроса и разместить выводы в диаграммах. Выполнить компьютерную презентацию исследования. Систематизировать материал. Сделать выводы по теме
Методы исследования: · теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); · эмпирические (наблюдение, анкетирование). Методы исследования: · теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); · эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Объект исследования: коллектив учащихся среднего звена МОУ СОШ 17 с. Сухая Буйвола Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал: Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал!
Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуста; добрый вечер.
Формулы речевого этикета. Прощания Приветствия Благодарности
Любая беседа, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника: Формулы приветствия Пример Пожелание здоровьяЗдравствуйте Указание на время встреч Добрый день! Доброе утро! Эмоциональные пожелания Очень рад! Уважительная формаМоё почтение! Специфическая форма Здравия желаю! Молодежный сленгХай! Хелло!
В русском языке основное приветствие «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею».
Формулы прощания Пример Самая распространенная До свидания! Прощание на неопределенный срок Прощайте! Мне пора! Прощание-пожелание Всего хорошего! Всего доброго! Пожелание здоровья Будьте здоровы! Бывайте здоровы! Просторечные формулы Пока! Всего! Салют! Устаревшие формулы Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!
Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. «Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многия лета», «помоги бог», т.е. «спасибо». « Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. « приношу благодарение». Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей; Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение);
Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?
Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?
Самые популярные ответы: · многие люди перестали следовать правилам РЭ · большинство не знает о существовании РЭ · люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах · у многих вообще отсутствует культура речи · русский язык в последние годы засоряется сленговыми и бранными словами Почему вы считаете проблему РЭ актуальной?
ВОПРОС Какие формулы речевого этикета знаете вы? Вид формулы РЭ 6 класс7 класс8 класс9А класс9Б классИТОГО Приветствия 95%100% 99% Прощания 98% 100%98%95%98% Благодарности 90%94%91%98%90%93% Вежливого отказа 40%47%60%65%70%56% Поощрения 20%50%38%64%60%46% Просьбы 40%60%50%56%50%51%
Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?
Считаете ли ВЫ, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?
Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?
Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?
Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет во многом способствует культуре общения. Речевой этикет это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых этикетных формул. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Занимаясь историей русской речевой культуры, мы обогатились знаниями по исследуемому вопросу и поняли, насколько владеют учащиеся нашей школы нормами русского речевого этикета. Результаты исследования показали, что необходимо активизировать работу по воспитанию у учащихся речевой культуры. С этой целью подготовить и провести практическое занятие для учащихся 8-9 классов «Речевой этикет в споре», подготовить круглый стол «Сленг: за и против». В ходе работы над проектом у нас возникла идея провести новое исследование о том, насколько владение нормами речевого этикета – одного из показателей внутренней культуры учащегося – связано с качеством обучения предметам гуманитарного цикла
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты послужили причиной создания нового проекта, задачами которого являются пропаганда и сохранение лексического богатства русского языка, повышения интереса к изучению русского языка и литературы. БИБЛИОГРАФИЯ Л.А. Введенская: «Русский язык и культура речи». А. Г. Балакай «Словарь русского речевого этикета» С.И. Львова «Позвольте Вас пригласить…» В.Е. Гольдин «Речь и этикет»