МБОУ «Зиборовская начальная школа –детский сад имени воина – интернационалиста С.Ф.Санина» Мастер – класс по теме : «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Выполнила: Н.П.Клиндухова
Необходимость нового подхода к обучению Задача школы - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения Реализация принципа деятельности; Формирование мотивации учения и обучения; Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний; Психологический комфорт в учебном коллективе; Единство воспитания и обучения.
Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.
Принципы формирования групп: По желанию Случайным образом По определенному признаку По выбору «лидера» По выбору педагога Количество людей в группе (3 – 4 человека)
Основные условия коллективности Осознание общей цели Целесообразное распределение обязанностей Взаимная зависимость и контроль
Алгоритм работы в группе 1. Повторение задания для осознанного понимания. 2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи). 3. Выдвижение версий всеми членами группы. 4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих. 5. Совместное принятие решения. 6. Анализ решения. Оформление. 7. Проговаривание в группе выступления. 8. Представление решения.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами
Принципы выбора заданий 1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. 2. Содержание работы должно быть интересно детям. 3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности. 4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Общие правила организации работы в группах: 1. За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой, позиции всех равны, отношение может быть свое. 2. Для работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые. 3. Навык работы в группах нужно формировать, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего.
4. Вводя новую форму сотрудничества нужно дать ее образец. 5. Для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя. 6. При оценке работы в группе следует подчеркивать прежде всего человеческие добродетели. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки. 7. Групповая работа требует перестановки парт. Дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга. 8. Дети должны договариваться до работы. Задача учителя помочь парам, группам найти свой стиль работы.
Парная работа Групповая работа Запись слов со взаимопроверкой. Составление звуковых схем слов. Составление схем предложений. Разбор слов по составу. Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным текстом. Составление слов по звуковой схеме. Составление предложений по схеме. Проверка орфограмм. Выбор способа проверки орфограмм. Деление текста на логические части. Составление плана. Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным текстом. Парная работа Групповая работа Взаимопроверка решений. Решение логических цепочек. Составление схем к задаче. Поиск способа решения: -примеров с переходом через разряд; -способов проверки результатов вычисления. Составление и решение задач: -к одной схеме на разные темы; -к разным схемам на одну тему; -разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп. Парная работа Групповая работа Сочинить стихотворение по заданным словам. Вставить недостающие слова в стихотворение. Составляют план произведения, инсценируют. Готовят коллективный пересказ. Пишут продолжение рассказа.
Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Наступила осень», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?» При изучении рассказа Б.Жидкова «Храбрый утёнок» первая группа рисует обложку для книжки, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.
Игровые приёмы 1. Найди «лишнее слово» Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? 2. Детям очень нравятся такие задания, как: Заменить словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - военнослужащий, стоящий на посту, - ребенок, любящий сладкое, - очень смешной фильм..
Игра « Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Основные противопоказания при организации групповой работы: 1. Не допускать пары из двух слабых учащихся. 2.Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться. 3. Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство. 4. Нельзя заниматься совместной работой более минут. 5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать. 6. Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе: 1. Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания; 2. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; 3. Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность; 4. Формируется коммуникативная компетентность. 5. Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя; 6. Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!