1 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Урок – лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
2 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Смешивание жидкостей - Q 1 + Q2+ Q2
3 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Цель урока: Научиться рассчитывать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды различной температуры. Q = cm(t 2 –t 1 ) -Q 1 ? +Q 2 М.В. Ломоносов: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением»
4 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Инструкция по технике безопасности 1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя. 2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. 3. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. 4. Проверьте целостность стеклянной посуды, не ставьте ее на край стола. 5. Если все же произошла «авария», осколки стекла нельзя стряхивать со стола руками, сметайте их щеткой. Обратитесь за помощью к учителю. 6. Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.
5 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Цена деления t = ?
6 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Этапы выполнения работы 100 мл 100 г.
7 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Выводы 1)Сравните вычисленные значения Q1 и Q2. Почему не у всех из вас эти величины равны? 2)Можно ли полностью исключить теплообмен с окружающей средой? 3)Какой результат вы получили бы в идеальных условиях? 4)Достигнута ли вами поставленная цель (проверено ли предположение опытом)? -Q 1 ? +Q 2 Отдано горячей водой Получено холодной водой
8 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Закон сохранения энергии Энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает. Она лишь передается от одного тела к другому в равных количествах. М.В. Ломоносов (5 июля 1748 г.) -Q 1 = +Q 2
9 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Верю – не верю Тепло всегда передается от горячего тела холодному. Количество теплоты измеряется в джоулях. Чтобы рассчитать массу т тела, необходимо его объем разделить на плотность ρ. Если в холодный чай налить горячее молоко, то чай станет еще холоднее.
10 МОУ Лингвистическая гимназия 3, г.Улан-Удэ, ru Учитель физики: Иванов А.П.Иванов А.П. Задачи 1)На нагревание 1 кг свинца на 100°С расходуется Дж теплоты. Определите удельную теплоемкость свинца. 2)Сколько теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300 г от 20°С до 270°С? (с чугуна = 540 Дж/кг°С). 3)Какое количество теплоты отдает стакан горячего чая (90°С), остывая до комнатной температуры (20°С)? Масса чая 200 г (с воды = 4200 Дж/кг°С). 4)Латунная деталь массой 200 г имеет температуру 365°С. Какое количество теплоты она может передать окружающим телам, охлаждаясь до 15°С? (с латуни = 400 Дж/кг°С).