«Интеграция физкультурно- оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в ДОУ»
«Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, частичным, а единым, целым». Я. А. Каменский «Интеграция» – от лат. integratio – восстановление; integer – сплошной.
Актуальность выбранной темы объясняется целым рядом причин: Зачастую разделы дошкольной образовательной программы, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности; Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста Одна из форм осуществления данного подхода, которая позволяет сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, – интегрированные занятия.
Исходя из цели, решались следующие задачи : Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Требования к структуре интегрированных занятий: чёткость, компактность, сжатость учебного материала; продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии; систематичность и доступность изложения материала; необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Методы и приемы при проведении интегрированных занятий: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря
Основные принципы взаимодействия с детьми: Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой смена динамических поз смена видов детской деятельности Важная особенность интегрированного занятия
Интеграция направлений представлена следующим образом: Физическая культура Речевое развитие Музыка ИЗОМатематика Познавательная деятельность Экология
Работая по данной теме можно сделать некоторые выводы: 1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. 2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность. 3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. 4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество. 6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.