Современный урок в начальной школе
задающие целевые ориентиры образовательной политики ФЗ «Об образовании» 1992 г Новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) (ФЗ от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ) Модель экономического образования до 2020 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; ФГОС НОО (Пр. МО РФ от 06 октября 2009г. 373); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010г., Приказ 271) Основные документы
Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение : - в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД, обеспечивающих умение школьника учиться ; - в изложении материала в учебниках – от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания в общий контекст системы межпредметных связей ; - в технологии – от урочной системы обучения к интегрированной системе урочной и внеурочной деятельности, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе ;
Инновационные подходы в начальном общем образовании находят выражение : - в новом содержании программных требований к результатам обучения - наряду с требования к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих задач, в практической деятельности и повседневной жизни ; - в реализации достижения планируемых результатов ; планируемых результатов ; - в дифференциации содержания – в балансе основного и ознакомительного материалов, способствующем расширению кругозора младших школьников.
Основным элементом образовательного процесса в школе является урок.
Сравнение двух стратегий преподавания Параметры, описывающие образовательный процесс Традиционный урок ЛО урок Цель Интегральная характеристика Функция учителя Функция (позиция) ученика Стиль управления Характер и стиль взаимодействия Содержание Доминирующие методы Формы организации Способы усвоения Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником Преимущества
Целевое назначение урока Тип урокаРезультат 1. Первичное усвоение новых знаний и (или) способов учебных действий. усвоение Урок первичного предъявления новых знаний Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий Воспроизведение своими словами правил, понятий алгоритмов; выполнение действий по образцу, алгоритму 2.Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения УЗ и упражнений Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков Правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении УЗ Формы организации учебных занятий
Целевое назначение урока Тип урокаРезультат 3.Применение умений и навыков в условиях решения УЗ повышенной сложности Урок применения знаний, умений, и навыков Самостоятельность при решении УЗ повышенной сложности отдельными учениками или основным коллективом класса. 4. Систематизация знаний или способов действий. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Умение сформулировать обобщенный вывод, вести полемику Формы организации учебных занятий
Целевое назначение урока Тип урокаРезультат 5. Закрепление ЗУНов или подготовка к контрольной работе Урок повторения ЗУНов Безошибочное решение задач, выполнение упражнений, правильные ответы, умение находить и исправлять ошибки. Формы организации учебных занятий
Целевое назначение урока Тип урокаРезультат 6. Проверка уровня усвоения предметных ЗУНов или сформированности общих учебных умений и навыков. Контрольный урок Результаты контрольной или самостоятельной работы. 7.Решение задач, которые невозможно решить в рамках одной вышеназванной формы учебного занятия. Комбинированны й урок Запланированный результат По материалам «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» Р. Г. Чуракова. Формы организации учебных занятий
Усвоение = понимание + запоминание Овладение = усвоение + применение знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач
Новые формы организации учебных занятий Учебная экскурсия Учебный поход Урок решения практических задач Лабораторный практикум Урок в библиотеке, компьютерном классе, музее, школьном кабинете ( химии, физики, биологии, истории, литературы, лингафонном ) Заседание клуба
Этап урока Этап учебного занятия - это относительно завершенная его часть, определяемая дидактической задачей. Содержанием учебного материала, видом познавательной ( практической ) деятельности обучаемых, промежуточным по отношению ко всему учебному занятию результатом и временным фактором.
Этапы урока 1. Организационный момент 2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока 3. Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости 4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала ( правил, понятий, алгоритмов ) 5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ 6. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений, навыков 7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов 8. Рефлексия деятельности 9. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 1. Организационный момент Организация направленно го внимания на начало урока Приветст вие, доброе пожелани е …. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока цели урока Сформироват ь представлен ия детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Ученики самостоя тельно формули руют тему и задачу, предполо жения о содержан ии урока Осознание учениками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Сформулированна я и зафиксированная цель
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 3. Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости Повторить понятие, правило алгоритм.. Создание ситуации, при которой возникает необходим ость получения новых знаний Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала,
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала ( правил, понятий, алгоритмов ) Сформирова ть понятие, представлен ие о, способность … Осознанное, усвоенное понятие, правило, закономерн ость, алгоритм …
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ Формирование способа деятельности выполнен ие упражнен ий по образцу Воспроизведе ние учащимися способов действий, выполнение упражнений по образцу, применение грамматическ их правил
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 6. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков Подбор задач повыше нной труднос ти Учащиеся самостоят ельно выполняю т задания на новый способ.. Способность применять новые знания ( способы действий в нестандартны х ситуациях
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 7. Динамическая пауза … смена вида деятельности
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов Сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков … Сформированный навык, способ деятельности
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 9. Рефлексия деятельности Сформировать личную ответственность за результаты своего труда Беседа - Что нового узнали ? - Каким способом ? - Каковы результаты ? Краткое повторен ие нового содержан ия, пониман ие домашне го задания Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности
ЭТАП УРОКАЦЕЛЬДПДУРЕЗУЛЬТАТ 10. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности Проконтролирова ть умения учеников использовать полученные знания, умения … Устные высказы вания, письмен ные работы
Ключевые моменты организации традиционного урока : Субъектный опыт ученика не учитывается учителем при планировании и проведении урока ; Урок по форме и содержанию отражает видение учителем того, как лучше его построить и оснастить ; Урок - последовательность этапов, которых учитель жестко придерживается, не выходит за рамки намеченного плана ;
Ключевые моменты организации традиционного урока : Время, отведенное на уроке на определенные виды работ, жестко регламентировано ; Внимание учителя приковано к контролю за реализацией в полном объеме продуманного им урока ; Дидактический материал, используемый на уроке, однотипен и ранжирован по степени сложности ;
Ключевые моменты организации традиционного урока : Среди методов обучения ведущий принадлежит объяснительно – иллюстративному методу, применяя который учитель стремится к выработке правильных познавательных действий, опираясь на наличные возможности детей. Основная форма взаимодействия на уроке – фронтальная беседа по схеме « учитель – класс »; преобладает монолог учителя или диалог в виде односложных ответов учеников на вопросы учителя ;
Ключевые моменты организации традиционного урока : Оценивание – по конечному результату, при этом ученики часто сравниваются учителем по горизонтали « сильный – слабый », выставляется много отрицательных отметок с последующим анализом ошибок ; Домашние задания однотипны ( действия по образцу ), одинаковые для всех.
Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе ; Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков ; Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся ;
Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т. д., оговаривая при этом с учащимися план урока ; На уроке учитель отмечает ( наблюдает ) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом ( для составления индивидуального учебного профиля школьника );
Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся ; Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей ;
Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа ( диалогическое общение, полилог ); Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс ( оригинальность, самобытность, своеобразие ); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех ; широко используется самооценка и взаимооценка ;
Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.