Методы обучения и формы организации учебной работы по информатике и ИКТ в основной школе Бушуева Зоя Петровна, учитель информатики МКОУ ООШ с. Васильково Советского района Кировской области
Метод обучения Метод обучения – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: – Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала) – Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности) – Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала); Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: – Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Методы обучения Пассивный метод Активный метод Интерактивный метод
Пассивный метод
Активный метод
Интерактивный метод
Общие формы учебной работы (по В. К. Дьяченко) Индивидуальная Парная Групповая Коллективная
Примеры использования самостоятельной работы на практике Работы репродуктивного типа – Воспроизводящие работы – Тренировочные работы – Проверочные работы
Работы познавательно-поискового типа а) Экспериментально-поисковые работы б) Логическо-поисковые работы
Работы познавательно-практического типа Учебно-практические работы Общественно-практические самостоятельные работы
Вывод Систематическая самостоятельная работа школьников, активность школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.
Виды творческих заданий составление задач учащимися; конструирование обратных задач; творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); конкурсы; реферат; доклад; составление кроссворда по теме; составление и разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по предмету.