СЕМИНАР «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе» Лотова Т.П. Зав. кафедрой НШ МОУ гимназии 23.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Advertisements

Проект «Наш книжный уголок» Автор: Носагина Наталья Александровна Ученики четвёртого класса ГБОУ СОШ 2045 (кор. 1440) г. Москва.
Педагогический творческий краткосрочный проект «Здравствуй, книга!» ГБОУ гимназия 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга 2014.
Система воспитательной работы в ГПД, направленная на развитие читательского интереса у младших школьников. Автор: воспитатель ГОУ НОШ «Школа здоровья»
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Примерные программы начального общего образования.
Формирование самообразовательных умений, как средство повышения продуктивности самостоятельной работы младших школьников. Тема:
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Проблема: Снижение интереса к художественной литературе (к устному народному творчеству) у детей и родителей. Актуальность: Художественная литература.
Безгинова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Спасская СОШ» Формирование читательской компетентности младшего школьника.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.
Степанова Лариса Александровна Заведующая библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 21» 2013 г.
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Подготовил: учитель начальных классов МОУ СОШ 2 Шайдурова Ольга Анатольевна, 1 категория.
МОУ СОШ 1 г. Мурома учитель начальных классов Тюшляева М.Б.
Кукольный театр- форма искусства и средство воспитания.
Проект «Здравствуй сказка!» Подготовили: Хаустова О.А. Михайлович А.А
Развитие и совершенствование техники чтения Смирнова М.В.
Резниченко Ольга Алексеевна Учитель начальных классов Категория: первая Стаж работы: 28 лет.
Технология продуктивного чтения. «Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение различных целей, а прежде всего на развитие иноязычной.
Транксрипт:

СЕМИНАР «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе» Лотова Т.П. Зав. кафедрой НШ МОУ гимназии 23

«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания» А. Герцен …Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда. В.А. Сухомлинский Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать. С. Лупан

Цель литературного образования в начальной школе: Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Данные ВЦИОМ Число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло 1996 г г. 20% 35%

Сравнительные диаграммы сформированности навыка чтения в начальной школе МОУ гимназии 23 (2009/2010 уч. год ) Темп чтения

Сравнительные диаграммы сформированности навыка чтения в начальной школе МОУ гимназии 23 (2009/2010 уч. год ) Правильность чтения (читают без ошибок)

Сравнительные диаграммы сформированности навыка чтения в начальной школе МОУ гимназии 23 (2009/2010 уч. год ) Осмысленность чтения. Выразительность чтения.

Выявленные проблемы Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированнность читательской самостоятельности школьников; не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях; не всегда связно передают содержание прочитанного текста; испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения; допускающих ошибки при чтении, что говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи);

Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Причины снижения интереса к чтению: ускорение темпа жизни; развитие Интернета, усиление влияния средств массовой информации; резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников

Вывод: Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности?

С точки зрения современной науки о формировании читателя основное качество процесса чтения- это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи.

Обязательные условия для формирования читательской самостоятельности 1)мотив обращения к книгам, желание читать; 2)конкретные ЗУН, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом.

Важнейшие компоненты системы понятий науки о читателе книга-собеседник; метод: чтение-рассматривание ; цель чтения-общения: искать и найти что-то или кого-то, чтобы вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт, найти себя ; учебная цель обучения чтению – формирование квалифицированного читателя ( квалифицированный читатель – это ребёнок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть, умеет, привык видеть в любой книге собеседника ); знание книг

Основной принцип обучения чтению- обучаясь читать дети должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности.

Основные качества читательской деятельности 1) техника чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность; 2) уровень самостоятельности; 3) читательский кругозор.

Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга.

Задачи курса литературного чтения: 1.Воспитание интереса к книге. 2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. 4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника. 5.Формирование навыка чтения, повышение скорости и одновременно качества чтения.