СЕМИНАР «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе» Лотова Т.П. Зав. кафедрой НШ МОУ гимназии 23
«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания» А. Герцен …Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда. В.А. Сухомлинский Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать. С. Лупан
Цель литературного образования в начальной школе: Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Данные ВЦИОМ Число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло 1996 г г. 20% 35%
Сравнительные диаграммы сформированности навыка чтения в начальной школе МОУ гимназии 23 (2009/2010 уч. год ) Темп чтения
Сравнительные диаграммы сформированности навыка чтения в начальной школе МОУ гимназии 23 (2009/2010 уч. год ) Правильность чтения (читают без ошибок)
Сравнительные диаграммы сформированности навыка чтения в начальной школе МОУ гимназии 23 (2009/2010 уч. год ) Осмысленность чтения. Выразительность чтения.
Выявленные проблемы Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированнность читательской самостоятельности школьников; не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях; не всегда связно передают содержание прочитанного текста; испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения; допускающих ошибки при чтении, что говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи);
Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Причины снижения интереса к чтению: ускорение темпа жизни; развитие Интернета, усиление влияния средств массовой информации; резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников
Вывод: Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности?
С точки зрения современной науки о формировании читателя основное качество процесса чтения- это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи.
Обязательные условия для формирования читательской самостоятельности 1)мотив обращения к книгам, желание читать; 2)конкретные ЗУН, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом.
Важнейшие компоненты системы понятий науки о читателе книга-собеседник; метод: чтение-рассматривание ; цель чтения-общения: искать и найти что-то или кого-то, чтобы вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт, найти себя ; учебная цель обучения чтению – формирование квалифицированного читателя ( квалифицированный читатель – это ребёнок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть, умеет, привык видеть в любой книге собеседника ); знание книг
Основной принцип обучения чтению- обучаясь читать дети должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности.
Основные качества читательской деятельности 1) техника чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность; 2) уровень самостоятельности; 3) читательский кругозор.
Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга.
Задачи курса литературного чтения: 1.Воспитание интереса к книге. 2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. 4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника. 5.Формирование навыка чтения, повышение скорости и одновременно качества чтения.