МБОУ БГО «Б ОРИСОГЛЕБСКАЯ ГИМНАЗИЯ 1» Формирование навыков учебного исследования на уроках и во внеурочной деятельности Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие Галилео Галилей
Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование научный метод (процесс) изучения чего- либо
У ЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, РЕАЛИЗУЕМЫЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Основные характеристики учебного исследования: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
А ЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА (А.И. С АВЕНКОВ ) Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). Инкубационный период. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования). Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования). Разработка методики проведения исследования. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.). Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.